В Петербурге освятили колокола храма Феодоровской иконы Божией матери. Праздник совпал с пятым заседанием попечительского совета, обсуждавшего проблемы реставрации церкви. С препятствиями на пути восстановления храма (построенного в честь 300-летия дома Романовых) из руин молокозавода разбирался корреспондент «Фонтанки».
Праздник в храме Феодоровской иконы Божией матери в минувшие выходные состоял из двух частей – радостной и деловой. Первая – освящение колоколов – оказалась непривычно демократичной. Колокола, привезенные с завода «Италмас», стояли во дворе - никому не возбранялось подходить к ним, трогать и фотографироваться на их фоне. Узкая ковровая дорожка была расстелена прямо поверх щебенки, на ней в свое удовольствие валялись дети, путаясь под ногами у священнослужителей – никаких замечаний им не делали.
Во двор церкви пускали всех желающих. Высокие гости – глава ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин и спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов спокойно стояли плечом к плечу с рядовыми прихожанами. В толпе растерянно оглядывался постоянный спутник Тюльпанова, молодой человек телохранительного вида, оттесненный от босса людьми.
Чин освящения совершил митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Владимир. Сейчас в Петербург доставлены только три колокола из одиннадцати. Остальные пока находятся на заводе – в храм их привезут после того, как будет завершена проверка строя. Полный набор обещают собрать не позже середины октября. От исторических прообразов новые колокола отличаются тем, что на ободах отлиты имена жертвователей – «Стараниями Попечительского совета во главе с председателем Государственной думы Борисом Грызловым», «Дар «Российских железных дорог» и фонда «Транссоюз» во главе с Владимиром Якуниным», «Дар члена Попечительского совета Вадима Тюльпанова», «Лит на средства семей Анисимовых и Киселевых».
«Светская», торжественная часть оказалась очень краткой. Высокие гости были на удивление немногословны. Вадим Тюльпанов сообщил о том, что возвращенные храму «романовские звоны» станут таким же символом Петербурга, как и полуденный выстрел пушки на Петропавловской крепости или первые такты «Гимна великому городу». Владимир Якунин заявил, что храм воссоздан главным образом стараниями «и как гражданина, и как человека» спикера Госдумы Бориса Грызлова, который приехать не смог. «Каждому должно воздаваться по заслугам», - пояснил известный своей подчеркнутой религиозностью глава РЖД. И пояснил, что жертвуя на восстановление храмов, Российские железные дороги «ни у кого ничего не отнимают», а выделяют деньги из собственного благотворительного фонда. «К сожалению, не так много, как хотелось бы», - сокрушенно добавил он. Председатель фонда «Северная столица» Михаил Романов, на чьи средства был отлит самый большой колокол, на сцене стоял, но слово брать не захотел. После торжественных речей прихожан пригласили «на скромную трапезу в честь праздника», а попечительский совет – на рабочее совещание.
Заседание попечительского совета проходило бурно. Выяснилось, что даже наличие высоких покровителей не избавляет от проблем. Обсуждение начали с финансового вопроса. По смете, составленной НИИ «Спецпроектреставрация», на работы по воссозданию храма требуется еще около миллиарда рублей – 565 миллионов рублей, чтобы выполнить тот объем, который запланирован на 2011 год, и 425 миллионов – на 2012-й. Настоятель Феодоровского собора, протоиерей Александр Сорокин, сообщил, что приход заказал независимую экспертизу сметы и с некоторым сожалением в голосе прочитал письмо, из которого следовало, что смета составлена корректно, и все расценки верны.
Восстановление храма финансируется по программе «Историческая память», и, как отметил председатель комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы Сергей Попов, «злые люди» собираются в два раза сократить расходы по этой статье. Но поспешил успокоить собравшихся, что бюджет еще только формируется, и есть очень большая вероятность, что деньги на храм все же выделят. Вадим Тюльпанов отчитался за правительство Петербурга, которое в 2010 году выделило из городского бюджета 19 миллионов рублей на восстановление звонницы переходной галереи, а в 2011 планирует предоставить еще 22 миллиона на воссоздание фасадной майоликовой иконы.
Следующим камнем преткновения стал земельный участок, на котором находится церковь. «Мы только что наконец завершили переговоры и выкупили дом причта – пришлось собрать всех нынешних собственников этого здания, - рассказал отец Александр Сорокин. – Их было сложно найти – некоторые из них находятся даже в Америке, но о цене мы наконец договорились. И сделка, можно сказать, завершена». Однако территория церкви все еще не восстановлена – 150 квадратных метров земли рядом со звонницей принадлежат некоему гражданину Италии. «Мы разговаривали с ним. И он был согласен продать нам свой участок. Но вдруг пропал и на контакты не выходит», - пожаловался отец Александр. «Мы даже подобрали ему помещение в качестве мены – сняли с торгов, но никак теперь не можем с ним связаться», - подтвердил его слова зампредседателя КУГИ Алексей Луняк.
«Послушайте, – подал голос один из светских членов попечительского совета. – А зачем выкупать? Сейчас структура, подконтрольная РЖД, разрабатывает проект планировки этой территории. Надо землю, принадлежащую вашему итальянцу, оформить как территорию общего пользования и изъять для государственных нужд». Эта идея очень понравилась Сергею Попову, но священнослужителей слегка обескуражила. «Знаете, мы все-таки вначале попробуем найти собственника и договориться», - осторожно произнес отец Александр. В итоге был достигнут компромисс – первый этап проекта планировки будет завершен к Новому году, и если итальянец к этому времени не найдется, то землю у него изымут.
Следующий спор возник из-за иконостаса. Уцелевшие иконы хранятся в Музее истории религии, и его директор Борис Аракчеев категорически не настроен их возвращать. «Это – центральная часть нашей экспозиции, рассказывающей о православии. Если изъять эти иконы, то все развалится, – заявил он. – Давайте, возрождая что-либо, не уничтожать то хорошее, что было создано в прошлом. Тем более, что, забрав иконы у музея, проблему восстановления иконостаса все равно не решить – уцелело меньше 40%. Недостающие все равно придется писать заново». По мнению Аракчеева, современные мастера-иконописцы Мстеры вполне могли бы выполнить для храма ту работу, которую их предшественники проделали столетие назад.
Предложение директора музея было скептически встречено светской частью попечительского совета, но неожиданно полностью поддержано представителями церкви. К духовенству присоединился гендиректор НИИ «Спецпроектреставрация» Владимир Фомин, объяснивший, что со стопроцентной точностью иконостас воссоздать все равно не получится – существует только словесное описание утраченных икон (да и то не всех), поэтому ни о какой подлинности в этом случае не может быть и речи. И, в любом случае, новый иконостас будет существенно отличаться от того, который был раньше, поэтому подлинные иконы на нем едва ли будут уместны.
Зато проектная документация и план работ по восстановлению храма готовы. «Можете не беспокоиться, - заверила присутствующих глава КГИОП Вера Дементьева.- Все в порядке. Это же «Спецпроектреставрация» делала!». «Для реставратора это очень простой объект, - пояснил после совещания корреспонденту «Фонтанки» Владимир Фомин. – Здание ни разу не перестраивалось, поэтому сюрпризов не таит. К тому же и восстанавливать здесь практически нечего, ничего не сохранилось – будет абсолютный новодел. Наша задача – добиться, чтобы копии были выполнены как можно точнее». «А так здесь очень легко работать, - добавил он. – И организация работ, авторский надзор – все в порядке. Главное, чтобы финансирование было ритмичным и не прерывалось».
Все работы по воссозданию храма должны быть завершены в 2012 году. К этому же времени завершится разработка проекта планировки и межевания территории «Москва-Товарная», принадлежащей РЖД. И концерн начнет давно анонсированную застройку этого района.
Справка
Храм Феодоровской иконы Божией матери был возведен к 300-летию царствования Дома Романовых. История создания храма начинается с 1910 года, когда был учрежден Строительный комитет под покровительством великого князя Михаила Александровича, брата Николая II. Его председателем был управляющий делами великого князя генерал Д.Я. Дашков. От Нижегородской епархии в руководство входил архимандрит Алексий, настоятель Феодоровского Городецкого монастыря. В работе комитета участвовали также архитекторы Л.Н.Бенуа, С.С.Кричинский, Д.А.Крыжановский.
Комитет начал свою деятельность с проведения под эгидой Общества архитекторов-художников конкурса на проект храма-памятника, посвященного 300-летию царствования Дома Романовых. Победил проект архитектора Степана Кричинского. Соборный храм торжественно, с молебном и водосвятием, был заложен 5 августа 1911 года после проведения нулевого цикла работ и возведения каркаса здания в апреле того же года. 7 сентября 1913 года были освящены боковые приделы в нижнем храме. Торжественное освящение колоколов состоялось 6 декабря 1913 года, в день тезоименитства Николая II. 15 января 1914 года был освящен главный, верхний храм.
Приход просуществовал до 1932 года, когда президиум Леноблисполкома нашел церковь «удобной для Союзмолоко, в силу чего постановил церковь ликвидировать, здание передать Союзмолоко». С 1932 года здание собора стало интенсивно перестраиваться под молокозавод. Высокое пространство верхнего храма было разделено двумя железобетонными перекрытиями, снесены купола, но оставлены барабаны. В начале 1970-х годов, когда в Советский Союз с визитом прибыл президент США Ричард Никсон, в спешном порядке демонтировали барабаны, окончательно лишив здание того вида, который мог хотя бы отдаленно напоминать церковь - американская делегация прибывала на Московский вокзал, и чтобы взор представителей западной демократии не печалился при виде разрушенного храма в самом центре Ленинграда, проблему решили устранить радикально.
За несколько десятилетий здание обросло уродливыми одноэтажными пристройками почти по всему периметру первого этажа и надстройкой над западной частью здания. С фасада была сбита уникальная майоликовая мозаика Федоровской иконы Божией Матери в обрамлении родословного древа Романовых. Здание было доведено до крайней степени запущенности: когда-то сухой и чистый высокий подвал был заполнен многотонными массами отходов бытовой и промышленной канализации, на верхних этажах через разбитые окна гулял ветер и летали птицы.
В 1993 году было принято решение возвратить здание церкви. Однако молокозавод (ОАО «Петролакт») и многочисленные субарендаторы пробыли в здании до 4 августа 2005 года. Все это время богослужения совершались в построенной по соседству часовне по проекту Г.А. Васильева (освящена в 1998 году).