В Александринском театре сегодня открывали сезон. С утра художественный руководитель Александринки Валерий Фокин провел послеотпускной сбор труппы, потом вместе с губернатором Валентиной Матвиенко осматривал площадку строящегося нового здания театра. В антракте между труппой и стройкой Фокин выступил перед журналистами.
Главной темой встречи стала предстоящая премьера шекспировского «Укрощения строптивой» в постановке литовского режиссера Оскараса Коршуноваса. Валерий Фокин представил литовского гостя как «видного представителя среднего поколения европейской режиссуры» и нимало не преувеличил. Державший приветственное слово консул Литвы в Петербурге Ричардас Дегутис точно охарактеризовал значение Коршуноваса, поставив его в один ряд с такими столпами литовской режиссуры, как более старшие Эймунтас Някрошюс и Римас Туминас. Валерий Фокин заявил, что полноценное сотрудничество труппы Александринки с Коршуновасом оказалось возможно благодаря приобретенному ею за последние годы опыту работы с разными постановщиками – разных стран, школ, эстетических воззрений. Фокин подчеркнул мобильность своей труппы, указав, что в александринском штате всего 60 актеров, тогда как в МХТ более сотни, в Малом театре и того больше.
Сам Оскарас Коршуновас, рассказывая о грядущей премьере, формулировал весьма обтекаемо, чему способствовал его явно не идеальный русский язык. Словно в оправдание, литовский режиссер посетовал, что говорить о спектакле накануне выпуска труднее всего: в начале репетиций или после премьеры много проще. А на данном этапе сложно обобщить результаты работы. Впрочем, кое-что Коршуновас всё же поведал. Во-первых, он не собирается вымарывать пролог шекспировской пьесы, как делают многие режиссеры. Тема игры, прекрасной иллюзии, преображающей серую обыденность и, в частности, превращающей опустившегося пьяницу Слая в благородного лорда, кажется Коршуновасу магистральной. Взаимное притяжение и отталкивание мужского и женского начал, любовная игра Петруччио и Катарины (в этих ролях заняты Дмитрий Лысенков и Александра Большакова), по мнению Коршуноваса, продолжают и развивают этот мотив. Коршуновас уже ставил «Укрощение строптивой» в парижском «Комеди Франсез», однако, по его утверждению, в Александринке у него выходит новый спектакль, лишь отчасти сходный с французским в некоторых аспектах. Художник Юрайте Паулекайте и композитор Гинтарас Содейка работали над «Укрощением» в Париже, но на этот раз они создали иные декорации и музыку. Многое, по словам Коршуноваса, пришло в спектакль по актерской инициативе. Литовец высоко оценил александринскую труппу, подчеркнув: «Видно, что этим театром руководит опытный режиссер. Труппа собрана с умом».
Валерий Фокин сообщил, что премьера «Укрощения» пройдет в Москве 11 и 12 сентября, а петербургские зрители смогут увидеть спектакль только 14 сентября. Это обстоятельство вызвано сугубо техническими причинами организации московских гастролей. Каверза заключается в том, что для нормального проката александринских спектаклей в Москве подходит только большая сцена МХТ им. Чехова («МХТ имени Табакова» – как неоднократно пошутил Фокин). В результате гастроли Александринки в Москве пройдут не компактно, а растянутся на два месяца, вклиниваясь в свободные дни репертуара МХТ. Кроме «Укрощения» московским зрителям предстоит оценить еще четыре премьеры двух предшествующих сезонов: «Ксению. Историю любви» и «Гамлета» в постановке Фокина, «Дядю Ваню» Андрея Щербана и «Изотова» Андрея Могучего. В конце сентября Александринка отправится также на гастроли в Париж и сыграет на сцене Театра де ля Виль «Женитьбу». Интересно, что спектакль собирается посетить ныне проживающая во Франции Марина Вивьен, дочь легендарного главрежа Александринки Леонида Вивьена.
Валерий Фокин также огласил планы на предстоящий сезон, сделав специальную оговорку, что они достаточно скромны, так как экономический кризис привел к многочисленным секвестрам федерального культурного бюджета. Фокин помянул недобрым словом чиновников, считающих культуру второстепенной бюджетной статьей («Они думают: ну эти как-нибудь сами справятся, спляшут, споют»). Гневно обрушился Фокин на планы министерства экономики и министерства финансов по «сокращению бюджетополучателей в сфере культуры». Театральная реформа, по словам худрука Александринки, давно назрела, но она должна быть взвешанной и заниматься ей должны компетентные специалисты, а не чиновники, единственная цель которых сэкономить на культуре.
В результате помимо «Укрощения строптивой» в грядущем сезоне на большой сцене Александринки ожидается только одна премьера (она запланирована на весну). Андрей Могучий поставит «Синюю птицу» Метерлинка, причем спектакль планируется ориентировать на детскую и подростковую аудиторию. Сам Фокин ограничил себя работой на малой сцене: именно там он будет готовить давно задуманный им спектакль о последних годах жизни Гоголя. Кроме того, на малой сцене ожидается премьера постановки молодого режиссера Елены Сафоновой по пьесе Хулио Кортасара «Цари». Эта работа уже практически готова к выпуску. А в апреле в Александринку из Москвы прибудет один из лучших российских режиссеров Кама Гинкас (советский период его творчества связан с Ленинградом, здесь он создал целый ряд значительных спектаклей, вошедших в историю российского театра) вместе со своей ученицей Ириной Керученко – подающей надежды молодой постановщицей. Гинкас будет работать над драмой Ибсена «Гедда Габлер», а Керученко займется постановкой на малой сцене (что это будет за пьеса, еще не ясно). Но эти премьеры придут к зрителю только в следующем сезоне 2011-12 годов.
Валерий Фокин сообщил, что возлагает большие надежды на новое здание театра, которое должно начать функционировать уже к весне 2012 года. Здесь должен возникнуть «центр молодого театрального Петербурга». Театральная школа, которая будет работать в новом здании, составит, по замыслу худрука Александринки, конкуренцию Театральной академии на Моховой. А сверхсовременный медиацентр даст возможность головокружительных технических экспериментов, расширяющих привычные рамки сценического искусства. Из других заслуживающих внимания новостей, обнародованных сегодня в Александринке, следует отметить передачу недавно усопшей вдовой Игоря Горбачева (долгие годы бывшего худруком театра) своей квартиры в фонд театра. Теперь есть планы создания там мемориального музейного фонда Игоря Горбачева. Кроме того, руководство Александринки представило участников очередного осеннего фестиваля театра. Ими станут варшавский Театр народовы со спектаклем патриарха польской режиссуры Ежи Яроцкого, израильский «Гешер» с работой нашего бывшего соотечественника Евгения Арье и парижский «Комеди Франсез» с постановкой молодого режиссера Кристофа Рока.
Андрей Пронин
«Фонтанка.ру»
Фото: пресс-служба Александринского театра.
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»