«Воздушному хулигану», летавшему на вертолете над Приморским районом Петербурга, грозят штрафные санкции. Их размер зависит от его статуса: если он пилотировал «вертушку» как гражданское лицо — то это одна сумма. Если полет осуществлялся по заданию фирмы, штраф может составить полмиллиона рублей. Личность пилота установлена. «Фонтанка» попыталась узнать подробности об Алексее Афонченкове и попутно выяснила, что он вообще может избежать ответственности.
Фотофакт, опубликованный на «Фонтанке» 20 августа, вызвал небывалое возбуждение среди надзорных органов. Читатели нашего издания стали очевидцами необычного явления: ранним утром в петербургском дворе в Приморском районе между жилыми домами летал вертолет. «В четвертом часу ночи был разбужен грохотом вертолётного двигателя, - сообщил тогда петербуржец Александр. - Выйдя на балкон, увидел, как вертолёт производит посадку в соседнем дворе в районе новостройки, возле магазина «Карусель» на углу Яхтенной улицы и улицы Савушкина. Через пару минут вертолёт взлетел и на очень маленькой высоте, буквально по крышам домов, полетел в сторону ТЭЦ. Судя по звуку мотора, он ещё некоторое время кружил над районом на сверхмалой высоте. Вопрос: куда смотрят авиадиспетчеры, допуская такие финтеля???». Другой очевидец о посадке вертолета ничего не говорил, зато утверждал, что воздушное судно «зависло» на уровне 10-12 этажей. Его экипаж что-то "высматривал" в окнах высотки. В доказательство мужчина прислал в редакцию фотографию, которую сделал.
Сразу после публикации Росавиация начала проверку по данному факту и достаточно оперативно обнародовала результаты. 30 августа официально было объявлено, что имя пилота известно, а сам полет был незаконным. «Вертолёт «Газель» несанкционированно осуществлял полёт с зависанием перед жилым домом на высоте 10-12 этажей. Федеральное агентство воздушного транспорта установило личность человека, пилотировавшего вертолёт, - говорится на сайте ведомства. - Им оказался Афонченков Алексей Вячеславович, житель Санкт-Петербурга. Полёт выполнялся без заявки и разрешения на использование воздушного пространства. В объяснительной записке пилот пояснил, что его неадекватные действия были вызваны «внезапно возникшими форс-мажорными обстоятельствами личного характера». Очевидно, что полёт вертолёта в жилом комплексе города мог иметь очень тяжкие последствия».
Как заявляет Росавиация, материалы дела по незаконному полету будут переданы в Ространснадзор и правоохранительные органы для привлечения нарушителя к ответственности. Придется отвечать и должностным лицам вертолётной площадки «Бурное», с которой поднялся борт. В настоящее время там проводится внеплановая проверка. При этом Росавиация требует, чтобы к виновным лицам были приняты самые жесткие меры. Свою позицию агентство аргументирует тем, что многочисленные несанкционированные полёты самым негативным образом влияют на безопасность окружающих. «Произошедший случай очередной раз свидетельствует о необходимости усиления мер ответственности по отношению к пилотам-нарушителям. Поэтому Федеральное агентство воздушного транспорта выступает за ужесточение административной и уголовной ответственности по отношению к пилотам и экипажам воздушных судов, которые умышленно нарушают воздушное законодательство страны”, - такова позиция Росавиации.
К слову, у ведомства есть определенные основания для таких заявлений. Как рассказали «Фонтанке» в Ространснадзоре, по предварительной информации, действия Афонченкова могут квалифицироваться по ст. 11.4 КоАП (нарушение правил использования воздушного пространства). Статья предусматривает несколько вариантов наказания. Все зависит от конкретных обстоятельств. Обычного гражданина могут обязать выплатить штраф в размере от 2-х до 5-ти тысяч рублей. Должностное лицо несет ответственность в сумме от 25 000 до 50 000 руб. Юридическому лицу за незаконный полет могут «выставить счет» в размере до полумиллиона рублей.
В настоящее время материалов дела по полету вертолета у Ространснадзора нет. Очевидно, что они еще не успели дойти: в век всеобщей компьютеризации и нанотехнологий государственные структуры предпочитают работать общаться по старинке - почтой. Причем в надзорной инстанции не исключают, что, когда документы к ним прибудут, уже истекут сроки давности по инциденту. По административному законодательству привлечь человека к ответственности можно не позднее двух месяцев со дня правонарушения. В конкретном случае — час-икс для Афонченкова это 20 октября.
А вот позиция тех, для кого небо - профессия, кардинально противоположна позиции официального ведомства. Так, один из самых уважаемых пилотов Петербурга Вадим Базыкин считает, что наказанием Афонченкова должно заниматься летное братство. «Я знаю его лично, он нормальный человек, у которого просто не хватает летного воспитания — он не смог сдержать своих порывов», - уверен Базыкин.
По его словам, у Росавиации нет на данный момент реальных рычагов влияния и наказания летчиков-любителей, кроме как штраф. Еще более странным пилоту показались намерения ведомства наказать владельца вертолетной площадки, откуда вылетел Афонченков. По данным Базыкина, «Бурное» - частная площадка — на данный момент единственная для посадки вертолетов, ведь Росавиация давно уже решила вопрос с такими объектами не в пользу летных машин. «Они либо проданы как Ржевка, либо переданы в аренду под другие нужды. Вертолеты просто выгнали из города», - заявил пилот.
«Фонтанка» попыталась связаться с Алексеем Афонченковым, чтобы узнать, что за «форс-мажорные обстоятельства личного характера» вынудили его «заглядывать в окна» петербуржцев. Как удалось выяснить, пилоту 37 лет. Он активно занимается бизнесом. Имеет страсть к автомобилям BMW X-5. Последняя его машина, в частности, черного цвета и имеет госномер серии, которую в народе называют «блатной». В настоящее время интересующая Росавиацию личность работает в компании ООО «Глобал трак сервис». Причем, числится гендиректором её выборгского филиала. Однако в Ленобласти «Фонтанке» затруднились подсказать, как найти начальника. Зато в зеленоградском отделении уверенно заявили, что Алексей Афонченков их сотрудник. Нам также пообещали, что обязательно выйдут с ним на связь и сообщат о нашем желании пообщаться. Если разговор состоится, читатели «Фонтанки» узнают об этом первыми.