Операторы сотовой связи всегда позиционируют себя как солидные корпорации. Такие они и есть. Правила игры ими установлены строгие. При подключении от нас обязательно требуют паспорт. Однако кризис и конкуренция внесли коррективы. Сегодня сотни «мобильных» дилеров гоняются за клиентами, легко отступая от установленных норм. Созданная ими розничная сеть отвергает заявленные корпоративные приличия. Корреспондент «Тайного советника» решил изнутри подсмотреть за ситуацией и стал продавцом стартовых пакетов подключения.
«Дайте денег на жетон»
Устроиться на эту работу к дилеру оказалось делом пары часов. На Сенной площади первый попавшийся продавец «симок» сообщил телефонный номер супервайзера - человека, заведующего персоналом и лотками. Втереться к нему в доверие не составило труда: по телефону я поведала ему вполне банальную историю о том, как потеряла работу, а поиски другой затянулись.
Мне поверили, посочувствовали, затем спросили имя. И все. Оказалось, что даже личное присутствие при собеседовании о приеме на работу не обязательно. Телефонного разговора в моем случае оказалось достаточно. Скоро мне перезвонила моя новая начальница и сообщила, что я начинаю работать уже с завтрашнего дня. Условия: семьдесят рублей с продажи SIM-карты «Теле2» и восемьдесят - с «Мегафона». Был вторник, 31 августа 2010 года.
- Привезите мне или копию паспорта, или листок с переписанными данными. Не забудьте блокнот, ручку, желание зарабатывать и хорошее настроение, - посоветовала руководительница. Звали ее Ириной.
На следующий день на станции метро «Гостиный двор» я встретилась с Виталием, который должен был ввести меня в курс дела. И ввел. Когда я набрала его номер по мобильнику из-под земли, услышала: «Тут такое дело… дай мне денег на жетон».
Узнав, что ради него наверх я подниматься не буду, Виталий, нисколько не расстроившись, отключился и уже через минуту прибежал по запасному, стоящему эскалатору.
- Светлана? Я Виталий. Всего доброго!
- В каком смысле? - удивилась я.
- Я такой, - скромно потупился мой новый коллега. - Всегда желаю людям добра.
Уехать на работу нам удалось не сразу - его остановил милиционер, строго оттеснил в сторону и начал проводить воспитательную беседу о том, что перепрыгивать через турникеты нехорошо. Пока добирались до точки продаж, я выяснила: Виталию двадцать лет, он в прошлом студент - три раза бросал учебу, хотел быть юристом, но, по его же словам, «спидов и клубов было много». «Симками» он торгует вторую неделю, а до этого полтора года был в Валаамском монастыре послушником. На мой взгляд, что-то ненормальное в нем присутствовало.
При выходе из метро, у трамвайной остановки, он признался: «У меня нет денег».
- Ты с самого начала планировал, что я за тебя платить буду?
- Да, - искренность парня подкупала.
Вечером супервайзер Ирина заметила, что подчиненные ей редко попадаются «нормальные» - это работа неофициальная, без оформления, на нее соглашаются не все. Но на работу она принимает «только русских».
Продажу не сорвать
Мое рабочее место ничем не отличалось от рабочих мест остальных продавцов SIM-карт - стойка с кричащей рекламой «Бесплатное подключение» и стул. Вся эта мебель и сейчас находится в супермаркете «Семь шагов» на Ленской улице, где я работала.
- Берешь паспорт у человека, наклеиваешь в договор наклейку, - инструктирует меня Виталий, - записываешь фамилию, имя, отчество…
- А если у него не будет паспорта? - интересуюсь я.
- Оформляй на свой. Я так делаю, - отвечает он и добавляет: - Ничего опасного в этом нет: по шее не дадут, штраф не выпишут.
- А если человек говорит, что помнит данные паспорта?
- Ну и запиши.
- А если он соврал?
- Скажешь потом, что наврал, и все, - пожимая плечами, удивляется моей бестолковости Виталий. - Главное, чтобы все было оформлено правильно.
Что такое «правильно», я увидела в его бумагах - он заполнял каждую клеточку бланка. Как мне стало понятно позже, сделать это абсолютно честно трудно. Подтвердить его слова я попросила по телефону супервайзера Ирину:
- У меня возникла сложность. Подошел таджик без паспорта, нужно требовать регистрацию? - спросила я, так как гражданин Таджикистана действительно подошел.
- Нет, требовать ничего не нужно, - ответила Ира. - Главное, чтобы продажа не сорвалась. Или оставь бланк пустым, или предложи оформление на другой паспорт.
- На какой?
- Свет, давай я подъеду и все тебе расскажу, - замялась Ирина и, помолчав, повторила: - Нам самое главное, чтобы продажа не сорвалась. Понимаешь?
Потом она приехала и растолковала, что делать, если документов у человека не будет. Оказалось, что паспорт нужен только «русскому». То есть, петербуржцу со следами цивилизованности.
- Если у «таджиков» никаких бумаг нет, все равно оформляй продажу. Но это касается только их. Русскому человеку так делать не нужно - он может оказаться проверяющим от фирмы, - наставляла искушенная супервайзер.
«Симка» для президента
Моим первым покупателем как раз и стал Сайдулло. Он работал в этом же магазине и подошел сразу же, как только я осталась за стойкой одна. Протянул деньги, уточнил тариф.
- Вам паспорт не нужен? - спросил он и, недовольно скривился, когда я ответила, что он просто необходим.
Даже несмотря на то, что удостоверение личности у Сайдуллы оказалось с собой, заполнить бланк по всем правилам у меня не получилось: регистрацию требовать неудобно - не в милиции. Поверила на слово, что живет он прямо здесь, в магазине. Так и записали.
Потом, скучая, решила проверить, сложно ли оформить договор на знакомого человека, чтобы он остался не в курсе этого. Подключила к «Мегафону» директора АЖУРа Андрея Константинова. Затем, освоившись, оформила договор о подключении к «Теле2» на некую вымышленную Павленкову Раису Николаевну из Ленинградской области.
Реальные покупатели тоже не настаивали на моей дотошности. Так, пожилая Нина Ивановна планировала только продукты прикупить и документы, конечно, с собой не взяла. А тут я. Женщина легко «вспомнила» свой адрес по прописке, который я без возражений записала. Потом подошла дама с Кавказа с кучей ребятишек. Без паспорта. Но не лишать же ее мобильной связи, а себя - заработка? Затем россиянка - хоть и предъявила паспорт, но оформила на него сразу три «симки», чего, кстати, делать тоже нельзя.
Конечно, моя стойка привлекла и тех людей, которые ничего покупать не собирались.
- Моя дочь помешана на этом вашем «Теле-2». Смотрит каждый вечер. Уже свихнулась почти, - скрипела одна, щурясь на меня.
- Все, моя хорошая, теперь никакой порчи на тебе и на твоем прилавке не будет, - радовалась другая, поливая и меня, и стойку, и коробки с SIM-картами «водой из Иерусалима».
В конце тяжелого рабочего дня оказалось, что продала я всего десять телефонных номеров. Причем четыре из них - вымышленным персонажам. Поэтому хотелось узнать, что скажет супервайзер, проверив оформленные мной бумаги.
Интерес Ирины вызвали договоры с настоящими данными - не везде я писала адрес проживания. А вот бумаги, оформленные на казашку Эльфиру Ясен Кызы, которая «смогла вспомнить» только то, где остановилась в Санкт-Петербурге, ее не смутили. Не вызвал подозрения и бывший президент Киргизии Курманбек Бакиев. А если бы вызвал, то у меня была готова отмазка - Бакиев же сбежал после революции в Белоруссию, а почему он не может скрываться в России.
В итоге мне отсчитали 700 рублей за работу. И я удалилась, так и не раскрыв паспорт.
Светлана Лекомцева
Официальный комментарий:
Специалист по связям с общественностью «Теле2 Санкт-Петербург» Александр Вечерский так прокомментировал нашу информацию о системных фактах нарушения правил дилерами: «Правило оформлять телефонные номера по паспорту устанавливает не наша компания, а законодательство. И дилеры просто обязаны подключать абонентов с документами. Конечно, мы проверяем их работу. Как - не скажем, это коммерческая тайна. Кроме того, абоненты могут и сами сообщать о подключениях - на нашем сайте есть возможность отправлять комментарии».
Читайте также в газете "Ваш Тайный Советник" от 6-го сентября 2010 года