На проходящем в Петербурге фестивале короткометражных фильмов и анимации Open Cinema прошла ретроспектива молодого, но уже всемирно признанного режиссера азиатского кино – Ройстона Тэна из Сингапура.
Программу организаторы фестиваля назвали на медицинский манер – «Азиатский синдром». Заболеть им любезно предлагалось во время просмотра семи фильмов Ройстона Тэна, на редкость удачно подобранных для показательной ретроспективы сингапурского режиссера. В начале 2000-х Тэн два года подряд признавался «Лучшим молодым режиссером стран АСЕАН», а также «Самым многообещающим дарованием азиатского континента 2003 года», годом позже журнал «Тайм» включил его в двадцатку великих людей Азии. Что до хронологии выхода картин, она была сознательно нарушена составителями программы петербургского фестиваля. Благодаря этому перед зрителем предстал собирательный образ тэновского героя – обычного человека со всеми подобающими радостями и горестями, которые всякому из нас кажутся невыносимо банальными ровно до тех пор, пока не случаются в его собственной жизни.
Ретроспектива открылась фильмом 2002 года «15» – хроникой повседневной жизни трех пятнадцатилетних школьников, проводящих время в распевании караоке, просмотре порно, баловстве легкими наркотиками, украшении своих юных тел татуировками, философствовании и приличествующих нежному возрасту страхах, самый большой из которых – завалить школьный тест по математике. У героя «Беззаботного шепота» (2005) забота только одна, но чтобы справиться с ней, бесполезно подтягивать алгебру – здесь нужен поиск гармонии: только с ее помощью несчастный сможет спеть песню возлюбленной и покорить ее сердце.
Персонажи фильма «Сделай сам» (2005) свою гармонию уже обрели – на вполне прозаическом поприще: каждый из них с редким упоением занимается… будничной работой. Зато отдыху оказалась посвящена следующая лента – комедия «Кафе детства» (2002). Самая драматичная и, пожалуй, даже трагическая история приключилась с персонажем фильма «Любовь обезьяны» (2005), мучительно переживающим крах романтических отношений.
На этом тему «Легко ли быть молодым» можно было считать исчерпанной – и авторы ретроспективы перешли к вопросу диалога поколений. В фильме «Мать» (2002) сыновья сокрушались о том, что недостаточно любили своих матерей, в фильме «Сыновья» (2000) отцы приняли решение получше узнать своих взрослых детей.
«Простые вещи» – так можно было бы обозначить сингапурскую часть фестивальной программы. Простые и нормальные – какие еще синдромы? Со здоровьем тут всё в порядке. Ройстон Тэн говорит об общечеловеческих, вневременных и вненациональных проблемах, порою его сюжеты могут показаться уж слишком тривиальными. Но сингапурец по-восточному сдержан и виртуозно расцвечивает свои киноистории полутонами и смутными намеками. И какой бы трюизм Тэн ни изрекал, опасность заслушаться велика.
Ксения Друговейко
«Фонтанка.ру»
Фото: пресс-служба фестиваля Open Cinema.
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»