Премьерой утренника для самых маленьких в постановке главного режиссера Руслана Кудашова Большой театр кукол открыл свой очередной сезон. Дальнейшие планы театра таковы, что гарантируют интерес публики самого разного возраста.
Обновление этого театра проходит спокойно и сосредоточенно, без шумных пиар-акций. Между тем БТК уже стал неузнаваем в сравнении с теми недавними временами, когда штамповал нелепые и неопрятные утренники, на которые ни публика, ни критика, прямо скажем, не рвались. Главный режиссер театра Руслан Кудашов пошел по нестандартному пути. Вместо того чтобы, пользуясь служебным положением, делать себе еще более громкое режиссерское имя, ставить спектакли с прицелом на фестивали и премии, Кудашов набрал студенческий курс и посвятил себя лабораторной работе с учениками. Причем пригласил работать с курсом разных талантливых и неординарных людей – например, Яну Тумину, режиссера Русского инженерного театра «АХЕ», или отличного актера Сергея Бызгу, имеющего опыт работы преподавателя в детской актерской студии и, кстати, явные режиссерские задатки.
Результат не заставил долго ждать. Студенты Кудашова ставили смелые опыты, отказавшись от рутины традиционного кукольного театра. Они синтезировали в своих спектаклях работу с куклой и этюды с бытовыми предметами, пластику и драматическое мастерство. Получалось интересней раз от разу: если к «Шекспир-лаборатории» у автора настоящих строк имелась некая сумма претензий (впрочем, это был очень трудоемкий и оригинальный спектакль), то и спектакль «Мы», и новинка театра под названием «Кафе» производят однозначно благоприятное впечатление. Теперь обучение «кудашовцев» вышло на финишную прямую – и театр обещает целый фейерверк премьер, своеобразный отчет о проделанной работе.
Первыми, правда, на сцене появятся мэтры. Классный актерский дуэт Марины Солопченко и Сергея Бызгу уже задействован в текущем репертуаре БТК: они играют спектакль «Тойбеле и ее демон». Теперь же на подходе проект под условным названием «Воздухоплавание», также посвященный истории большой любви, на этот раз невымышленной. Героями спектакля будут Амедео Модильяни и его жена-муза Жанна Эбютерн. Ставит спектакль Яна Тумина, следовательно, помимо актерского плана следует ждать необыкновенного антуража и диковинного реквизита. Уже со студентами Руслан Кудашов планирует три работы, одна другой амбициозней. К 17 февраля, дню памяти Александра Башлачева, готовится спектакль по мотивам песен автора «Времени колокольчиков». Кроме того, Кудашов хочет создать кукольный ремейк своего драматического спектакля «Покаяние и прощение», который он ставил в Театре-студии Светланы Крючковой, интерпретируя литературный материал пушкинских «Повестей Белкина». И наконец, перед студентами и их учителем лежит громада романа Габриэля Гарсии Маркеса «Сто лет одиночества», и этот пик они тоже собираются покорить.
Между тем, детский репертуар тоже не позабыт-позаброшен. В планах БТК – четыре новых детских сказки, одна из них – новогодняя, «Двенадцать месяцев». А на днях для самых-самых маленьких зрителей показали премьеру «Колобка». То, что это «правильный» детский спектакль, а не залепуха с целью наполнения кассы, ясно с порога: спектакль идет в камерном пространстве, предполагающем доверительную дистанцию между зрителями-дошкольниками и действием, а не тоскливые стоны «Мама, мне не видно!». Вместо традиционной ширмы – прялка, из-за ее колеса и выскакивают к зрителю сказочные персонажи. Была бы речь не о «Колобке», следовало бы, конечно, трактовать что-то про нить судьбы и волю рока, но воздержимся. Прялка здесь просто очень старая штука – из тех времен, когда не было интернета и игровых приставок, зато бабки и деды в массовом порядке скребли по сусекам и выпекали шкодливых колобков.
Собственно, старые вещи с антресолей и стали стройматериалом для кукольной сказки Руслана Кудашова и его постоянных соавторов – художников Алевтины Торик и Андрея Запорожского. В хитрую лисицу сворачивается рыжий шарф, волком оказывается обычный шерстяной носок, пенсионеры-хлебопеки получаются из банальных зимних рукавиц, а колобком становится маленький клубочек. С успехом одушевляют эту ожившую комиссионку трое студентов: Мария Батрасова, Денис Казачук и Ренат Шавалиев. Благодаря грамотно выставленному свету аниматоров во время диалогов персонажей не видно зрителю, и для аудитории дошкольников – это благо. Излюбленный нашим Театром марионеток прием выставлять на всеобщее обозрение кукольника – это эстетство для взрослых, а маленьким оно не всегда понятно. И чревато острым когнитивным диссонансом: вот внизу был Пиноккио, а сверху над ним тетя, это кто? Мама Пиноккио?
Героям «Колобка» авторами спектакля придуманы очень простые и броские характеристики, что тоже отвечает задачам спектакля для малышей. Бабка суетится, дед полеживает на печи. Колобок – непослушный озорник, заяц – реактивный холерик малость с приветом, волк – романтический бандит с большой дороги, медведь – уютнейший обжора-домосед, лиса – грассирующая мадам с томными манерами. Она тут самый опасный персонаж, впрочем, вы и без меня всё, конечно, помните.
Главная проблема режиссера Кудашова – в его пристрастии вытаскивать на первый план всевозможные духовные субстанции в опасной для хорошего вкуса концентрации. И, говоря словами Мейерхольда, путать театр с кафедрой проповедника. Слава богу, в новом спектакле нет и следа этой привычки, в данном случае вовсе неуместной, никакой «хроники падения одной души» из «Колобка» делать не стали. Маленькому зрителю не предлагают идентифицироваться ни с хлебобулочным хулиганом, ни с его пожирателями. Предлагают игру, в которой он – слушатель, читатель, соучастник – открывает маленькие тайны огромного мира. И пока что пусть это будут безобидные секреты.
Важнейшие рецепты приготовления спектакля для дошкольников изготовителями «Колобка» соблюдены. Внятность, дискретность действия, яркая иллюстративность, отсутствие эмоциональной экзальтации и, наконец, необременительный получасовой хронометраж. Родители, впрочем, тоже не скучают: для них приберегли пару-тройку «приколов», заставляющих молодых пап громко хохотать. Тоже вполне по-детски.
Андрей Пронин
«Фонтанка.ру»
Фото: elektrofoto / пресс-служба БТК.
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»