Правительство России внесло многочисленные поправки во вступающий в силу 22 сентября Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств. Постановление об этом премьер-министр России подписал 10 сентября – в годовщину принятия самого регламента. Измененные требования будут распространяться на все автомобили при их эксплуатации или выпуске в обращении на территории России, независимо от места изготовления.
Самая существенная поправка касается тонировки стекол. В принятом 10 сентября 2009 года регламенте указывалось, что светопропускание ветрового стекла не должно превышать 75%, передних боковых стекол (в том числе дверей) – 70%. При наличии зеркал заднего вида тонировка задних стекол не ограничивалась. Внесенные в регламент поправки отменяют эти «либеральные» правила и снижают максимально допустимое светопропускание лобового стекла до 70%. В то же время из технического регламента исключена норма, запрещающая применять стекла с зеркальным эффектом. Стоит отметить, что почти одновременно с этими изменениями в России ужесточается ответственность за нарушение правил тонировки – с 23 сентября штраф составит 500 рублей.
Снижены требования к автомобилям с фарами, в которых использованы газоразрядные лампы. Фароочистки и автоматические корректирующие устройства регулировки угла наклона теперь в обязательном порядке надо использовать только на таких фарах ближнего света, тогда как согласно принятым год назад требованиям ими должны были оснащаться даже противотуманные и фары дальнего света. Также отменено требование о том, что луч ближнего света должен оставаться включенным при включении дальнего.
Автобусы, не предназначенные для коммерческой перевозки пассажиров (например, принадлежащие компаниям и используемые для доставки сотрудников), не обязаны оснащаться аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. В то же время для иных автобусов, а также используемых для перевозки опасных грузов автомобилей, установка навигаторов отечественной системы стало обязательной (в прежней редакции регламента производители должны были лишь обеспечить возможность ее подключения).
Кроме того, такие автобусы и грузовики с 2012 года должны будут оборудоваться тахографами – приборами, обеспечивающими контроль соблюдения водителями режимов движения, труда и отдыха. Конкретный порядок их использования делегировано определить Министерству транспорта России. Хотя Европейское соглашение о применении тахографов было принято еще в 1970 году и ратифицировано Советским Союзом. Более того, в 1996 году правительство России обязало устанавливать такие приборы на новые автобусы с числом мест более 20 и грузовики с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для междугородных и международных перевозок.
Принятым 10 сентября этого года постановлением из технического регламента исключена норма, обязывающая оборудовать педалями тормоза автомобили, предназначенные для управления не имеющими ног инвалидами. Также определены требования к окраске оборудованных спецсигналами автомобилей ФСБ, в том числе принадлежащих пограничному ведомству, используемых для разминирования и т.д.
Дата вступления в силу новых поправок не определена. По общему правилу постановления правительства России вступают в силу по истечению семи дней после их официального опубликования. Даже если текст подписанных еще в минувшую пятницу изменений появится в «Российской газете» в ближайшие дни, к 22 сентября они не вступят в законную силу, а, следовательно, несколько дней будет действовать «старый» технический регламент.