С 1 ноября 2010 года разрешение на вертолетные полеты над Петербургом будет выдавать комитет по транзитно-транспортной политике (КТТП), а не Росавиация. Соответствующий приказ Минтранс должен подписать в скором времени. Вместо «запретной зоны», охватывающей исторический центр, в городе появится так называемая зона ограничения полетов, более обширная по территории, но менее строгая по режиму согласований.
О глобальном прорыве в «воздушных» планах Смольного речь совершенно неожиданно зашла на заседании комитета по законодательству горпарламента во время обсуждения поправок к городскому закону о правительстве. Инициатором изменений в документ выступил КТТП, в марте этого года лишившийся полномочий по выдаче разрешений на авиационные работы (работы, в которых вертолеты используются в качестве подъемных кранов), прыжки с парашютом и подъемы аэростатов и дирижаблей. Правительство РФ наделило этим правом муниципалов.
Как подчеркнул глава КТТП Николай Асаул, федералы не учли особый статус Москвы и Петербурга. В этих городах такие функции всегда осуществляли региональные власти и уполномоченные ими на то органы (КТТП - в Петербурге). Асаул напомнил, что в городе 111 муниципальных образований, и зачастую во время одного полета летательный аппарат пересекает, как минимум, несколько из них, поэтому в Северной столице было бы логичнее оставить все так, как есть.
В свою очередь, как сообщили «Фонтанке» в пресс-службе КТТП, с апреля этого года ведомством было выдано 14 разрешений на подобного вида деятельность, в том числе 12 - на подъем аэростатов и дирижаблей, одно - на авиационные работы и одно - на мероприятия, связанные с демонстрацией техники. За выдачу разрешений сборы не берутся.
Однако, как справедливо было отмечено на КПЗ, напрямую повлиять на решение федерального правительства городские власти не могут. Депутаты и чиновники взяли тайм-аут на две недели, чтобы подумать, что можно предпринять.
Между тем, Асаул сообщил и о том, что в ближайшее время Минтранс подпишет приказ, согласно которому в Петербурге с 1 ноября будет введена так называемая зона ограничения полетов. Она будет достаточно обширной. И охватит весь город по границам КАД и будущего ЗСД, за исключением Курортного и Петродворцового районов. Она заменит собой действующую сейчас запретную зону, которая включает исторический центр (однако отдельные ее границы доходят до станций метро "Старая Деревня", "Выборгская", "Новочеркасская", "Звездная" и "Проспект Ветеранов»).
Право выдавать разрешения на полеты вертолетов в зоне ограничений получит КТТП при контроле со стороны федеральных органов. Сейчас в запретной зоне полеты возможны с разрешения Северо-Западного межрегионального управления аэронавигации и Генштаба ВС РФ . Не секрет, что процедура согласований затягивается как минимум на месяц, и, как утверждают наблюдатели, зачастую реализуется с использованием так называемого «административного ресурса».
По мнению самого Асаула, введение новой зоны ограничений во многом облегчит процесс согласований и позволит избежать ЧП, подобных тому, что произошло в конце августа этого года в Приморском районе, когда вертолет «зависал» перед жилым домом. «Сейчас у нас нет возможности воздействовать на эту ситуацию, так как разрешения на полеты над городом выдает Росавиация. Если эти полномочия передадут нам, за нарушения правил будем ставить вопрос о лишении лицензии»,- заявил чиновник в частности.
Как уточнили в пресс-службе КТТП, новая зона будет распространяться на высоту до 900 метров, и для полетов в ней действительно не потребуется согласований с федеральными ведомствами. В пресс-службе добавили, что инициатором изменений авиаправил для Петербурга выступила губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко.
Напомним, что проблема полетов на вертолетах над центром города уже давно будоражит руководство Петербурга, видимо, уставшее от жалоб на пробки на дорогах, да и сам КТТП бьется над ней не первый год. Так, летом 2009 года Смольный даже разработал отраслевую схему размещения вертолетных площадок в городе. В Петербурге планируется построить три вертодрома для хранения около 120 вертолетов и 19 посадочных площадок. Семь площадок будут организованы на территории лечебных заведений, по одной - в пассажирском порту на Васильевском острове и у СКК "Петербургский", также целая сеть площадок будет располагаться вдоль КАД. Сейчас, отметим, в Петербурге есть шесть ведомственных вертолетных площадок. Две медицинские: у НИИ Скорой помощи им. Джанелидзе и у детской городской больницы №1. При этом специалисты отмечают, что в таких объектах инфраструктуры нуждаются еще как минимум 7 медицинских учреждений.
Также площадки есть в ЦПКиО, у Петропавловской крепости, в Пушкине и Петродворце. В районе промзоны Предпортовая-2 АНО "Альянс-Авиа" проводит изыскательские работы на определение возможности строительства вертодрома на 50 мест. Первую посадочную «полосу» на крыше здания в марте этого года открыл отель «Амбассадор».
При этом еще в сентябре 2009 года КТТП объявил конкурс на разработку регламента для полётов над городом и размещения на его территории посадочных площадок.Согласно техническому заданию к конкурсу, разработчик должен прописать все возможные маршруты над центральной частью города, в обход её, а также пути схода с основных маршрутов в случае необходимости.
Тогда авиаторы заверяли, что «открытие» неба над городом необходимо, поскольку сейчас всё настолько забюрократизировано, что любое послабление — это шаг вперёд.
«В настоящее время получить разрешение на полёт чрезвычайно сложно. Причём, даже если оно у вас есть, у контролирующих организаций существует миллион причин, чтобы его аннулировать. Это могут сделать и Гидрометеослужба, и ФСО, и диспетчеры. Если разработают документ, где будут чётко прописаны эти ограничения, то уже будет гораздо легче работать», - подчёркивал генеральный директор компании «ЭКСИ-Тур» (вертолётный туризм) Нурия Чинокаев.
Светлана Коваленко,
Фонтанка.ру
Поделиться