В Приморском районе сносят сразу два гаражных кооператива на Ситцевой улице. На очереди - еще один. Их земля передана другому арендатору. Новые хозяева с прежними не церемонятся. Въезд на территорию перекрыли шлагбаумом, на вывоз имущества владельцам гаражей дали две недели. По истечении этого срока «посторонние лица допускаться на территорию не будут», поскольку площадка будет подготавливаться для строительства многоэтажного паркинга.
«То, что творится - это самый настоящий беспредел, - возмущается председатель районного совета Всероссийского общества автомобилистов, генерал-майор авиации Вячеслав Лонгиненко. - Людей просто выкидывают на улицу, ничего не предлагая им взамен».
«Нам просто закрыли территорию и велели убираться, - разводит руками председатель ГК «Дальняя» Александр Горянышев. - Никаких исполнительных листов не вручали, никаких предписаний суда -- тоже. Приставов мы в глаза не видели. Новые хозяева нам так и заявили - мы вас прекрасно сами отсюда выселим». Сейчас въезд в гаражные комплексы перекрыт шлагбаумом, а к автостоянкам уже подогнан бульдозер.
Всего сносу подлежат три автостоянки, или около 6 тысяч гаражных боксов, иными словами -- без своего имущества останутся почти три тысячи ветеранов войны и инвалидов 1 и 2 групп (именно им в первую очередь и предоставляли места в этих кооперативах).
Земля под гаражами находилась в аренде у Василеостровского общества автомобилистов. Никаких претензий к арендаторам у властей не было - вплоть до 2006 года, когда город принял программу строительства многоярусных паркингов. После чего КУГИ расторг договор с арендаторами в одностороннем порядке. но пока инвестора не было, пользоваться землей гаражникам позволяли и арендную плату с них взимали. Но 1 октября 2008 года инвестор нашелся - им стала московская компания ООО «Скит», по некоторым данным, подконтрольная одной из структур Елены Батуриной.
Владельцы гаражей потянулись в суды, но процессы проиграли. Суд встал на сторону КУГИ и инвестора - по действующему законодательству договор аренды может быть расторгнут в одностороннем порядке. Земельный участок - собственность города, администрация Петербурга имеет полное право арендатора сменить. «Город имел полное право сменить арендатора, но ведь существует постановление 732, подписанное губернатором, - недоумевает Лонгиненко. - По нему владельцы всех снесенных гаражей получают компенсацию - либо место на автостоянке. либо новый гараж, либо место в паркинге на льготных условиях. Но ничего это не сделали!»
А землю трех автостоянок на Ситцевой улице передали инвестору без каких-либо обременений. По всем документам, подписанным специалистами КУГИ, участки свободны от объектов недвижимости или каких-либо строений и не обременены правами третьих лиц. То есть, по сути, все гаражи - это самострой, а их владельцы, исправно платившие многие годы аренду, занимают территорию незаконно.
«Это - распространенный случай, - объясняет старший юрист департамента недвижимости юридической фирмы «Качкин и партнеры». - У гаражных кооперативов, особенно тех, которые созданы в советские времена, часто возникает путаница с документами - либо земельный участок не сформирован, а, следовательно, и объекты недвижимости на нем не существуют, либо гаражи когда-то дано были зарегистрированы как временные строения, и теперь доказать, что они - капитальные, не удается».
формление гаражных кооперативов по всем правилам - процесс долгий. К примеру, в Осиновой роще руководство ГСК «Автолюбитель» ведет свою битву с КУГИ уже около десяти лет - письма теряются, ответы приходят с опозданием, «выплывают» юридические тонкости и недочеты. Территория, тем временем, передается под освоение новым владельцам. «Получается, что чиновники одной рукой всячески затягивают процесс нашей регистрации, другой продают землю выгодным инвесторам», - подытоживают гаражники.
Сейчас Василеостровский совет общества автомобилистов направил обращение в прокуратуру с просьбой разобраться, каким образом с земельных участков на Ситцевой улице неожиданно исчезли 6 тысяч гаражей. Направлено обращение и на имя губернатора Петербурга. «Валентина Ивановна должна знать о том, как выполняются ее постановления», - считают в ВОА.
Выброшенным на улицу владельцам гаражей пытаются помочь общественные организации и районные власти. «Администрация района может действовать только в тех рамках, которые для неё определены законом и судебными решениями, - поясняет глава Приморского района Андрей Кутепов. - Разрешить этот конфликт может только КУГИ, это входит в их полномочия». «Но своих жителей мы поддерживаем, как можем. Жалобы от владельцев гаражей, конечно, поступают, - добавляет он. - Каждый из тех, кого сейчас просят освободить территорию гаражного кооператива, ищет защиты и справедливости. Разумеется, мы не можем оставить без внимания эти обращения. На каждое письмо мы отвечаем. Советуем, подсказываем как действовать, куда обращаться».
Но помочь администрация района может только ограниченному количеству владельцев гаражей. Для льготных категорий - блокадников, ветеранов, инвалидов (а их среди гаражников Ситцевой - большинство) пытаются подыскать льготные места на специальных парковках. Но в приговоренных к сносу гаражных кооперативах состоят и жители других районов города. «Если бы, помимо нас, к решению этой проблемы подключились бы и остальные районные администрации, совместными усилиями мы смогли бы помочь значительно большему количеству тех, кто оказался в такой непростой ситуации», - замечает Кутепов. Но пока владельцы гаражей предоставлены сами себе.
Пытаются оказать им поддержку и в ВОА. «Тех, кто относится к Василеостровскому району, мы как-то можем поддержать, - рассказывает Лонгиненко. - Кому-то находим свободное место на автостоянке, по льготной ставке, кому-то помогаем подешевле купить гараж в кооперативе - в районе есть ГК, в которых имеются свободные места. Но это - капля в море. Большинство владельцев автомобилей остаются предоставленными сами себе».
А на подходе - следующие конфликты. Всего ООО «Скит», арендовало сроком на шесть лет под строительство паркингов 5 участков. Сделка обошлась инвестору в 610,5 миллионов рублей, и, естественно, компенсировать собственникам гаражей их убытки компании не интересно. Либо эта ситуация будет разрешена принципиально, на городском уровне, либо Петербург ожидает очередная волна «гаражных войн».
Расположение участков, на которых «Скит» намерен построить паркинги:
Дунайский пр. (юго-восточнее пересечения с пр. Космонавтов) - 1,8 га.
Ситцевая ул. (пересечение с Яхтенной ул.) - 6,6 га.
Петергофское шоссе (северо-западнее д. 73) - 6,8 га.
Дорога на Турухтанные острова - 3,8 га.
Гжатская ул. (перекресток с ул. Фаворского) - 1 га.