Существование паромной линии Петербург — Хельсинки находится под угрозой из-за позиции администрации пассажирского порта финской столицы. Руководство оператора линии — St.Peter Line – утверждает, что чиновники страны Суоми проводят дискриминационную политику в отношении «Принцессы Марии», не позволяя парому перевозить коммерческие грузы.
Сотрудники хельсинкского порта Olympia, по мнению генерального директора компании St.Peter Line Игоря Глухова заняли, по меньше мере, странную позицию. Речь идёт о запрете парому «Принцесса Мария» перевозить из Хельсинки в Петербург автопоезда. Как правило, в низкий сезон паромные операторы, работающие в регионе Балтийского моря, компенсируют падающий пассажиропоток перевозкой накатного груза на палубах (так называемый «Ро-Ро»), что позволяет линиям оставаться рентабельными даже тогда, когда большая часть кают пустует.
«Но мы столкнулась с дискриминационными условиями. Несмотря на неоднократные обращения к руководству порта и властям города Хельсинки, в данный момент компания St.Peter Line является единственным паромным оператором, которому запрещено осуществлять грузовые операции на территории терминала «Олимпия» в порту Хельсинки», - пояснил «Фонтанке» Игорь Глухов.
Более того, в финском еженедельном деловом журнале Talouselama 24 сентября была опубликована статья, в которой описывается проблема и приводится мнение директора порта Хельсинки Хейкки Ниссинена. Наряду с официальной версией городских властей о недопустимости увеличения траффика грузовых автомобилей в центре Хельсинки, автор материала цитирует Ниссинена, который утверждает, что «ещё одной причиной является возможное ухудшение конкурентных позиций эстонско-финской компании Tallink Silja Line».
Однако Игорь Глухов сообщил, что представитель компании Tallink Silja категорически опроверг наличие каких-либо особых и неофициальных договоренностей с портом Хельсинки и лично с его главой по этому вопросу. По его мнению, ситуация, напротив, выгодна обеим компаниям, так как перегружать грузы со своих прибывающих из Стокгольма судов на «Принцессу Марию» гораздо удобнее и дешевле для клиентов, чем гнать грузовики за 400 километров через центр Хельсинки в Россию.
Высказывание Ниссинена возмутило руководство St.Peter Line ещё и по своей сути. «Мне кажется, публичное лицо, каковым является глава порта, просто не имеет права заявлять, что его политика направлена на ущемление интересов одной частной компании в ущерб другой. Кроме того, мы являемся всего лишь оператором, а само судно зарегистрировано на Мальте, которая является частью ЕС. Значит, налицо нарушение правил Евросоюза о защите конкуренции. По этому поводу мы сейчас консультируемся с нашими финскими юристами и, возможно, затем обратимся напрямую в Брюссель», - говорит директор паромного оператора. Впрочем, судиться в Финляндии компания не собирается.
Кстати, как утверждает Игорь Глухов, изначально условия контракта St.Peter Line и порта Olympia были не совсем выгодными для российской стороны. В частности, он упомянул о депозите за пользование причалом (на полгода вперёд) в размере более полумиллиона евро, которые пришлось выплатить наличными, чтобы «гарантировать» доходы порта от деятельности линии. При этом в контракте, который пришлось подписывать в последний момент, действительно прописано только право на перевозку пассажиров, автобусов и легковых автомобилей, а о грузовиках не сказано ни слова.
По поводу этого документа всё в том же финском еженедельнике Хейкки Ниссинен высказался предельно жёстко. «Они подписали контракт. Их никто не заставлял это делать. Вообще, их присутствие в Хельсинки не так уж необходимо», - заявил чиновник.
Сложившаяся ситуация, по словам Глухова, ставит компанию в опасные условия. «Есть угроза, что компания «уйдёт в минус» и в итоге закроется. Это, кстати, будет потерей и для финнов, так как мы выплачиваем около 350 тыс. евро в месяц в качестве портовых сборов», - подчёркивает он.
А вот мэр Хельсинки Юсси Паюнен занял откровенно нейтральную позицию, по сути, умыв руки. «Потребность в развитии паромной линии между Хельсинки и Петербургом, безусловно, у нашего города есть, мы должны развить успех. Однако вопрос разделения грузового трафика остаётся в компетенции пассажирского порта», - считает мэр, его слова цитирует Talouselama.