Смольный ответил на запрос депутатов городского парламента, пожелавшим понять, почему в образовательных учреждениях незаконно собирают деньги с родителей. Реакция чиновников оказалась предсказуемой: проверки проводятся регулярно, виновных наказывают. Однако почему во всех школах, независимо от того, славится она поборами или нет, отсутствует туалетная бумага, никто объяснить не может.
22 сентября депутаты городского парламента неожиданно узнали о поборах в школах и возмутились, послав запрос в Смольный с просьбой проверить известные им факты мздоимства педагогов. Даже прикинули, что в год во все детсады и школы города родители сдают не меньше миллиарда рублей. Ответ не заставил себя долго ждать. В оказавшемся в распоряжении «Фонтанки» письме за подписью вице-губернатора Петербурга Михаила Осеевского написано, что в целях предупреждения незаконного сбора средств в школах был специально разработан порядок привлечения и использования благотворительных средств. Не надеясь только на документы, чиновники постоянно проводят проверки исполнения действующего законодательства директорами. Только во II квартале 2010 года контроль был проведен в 38 образовательных учреждениях разных районов города. Нарушения, естественно, нашли, виновные были наказаны.
Тем временем, родители продолжают раскрывать кошельки. «С начала сентября мы заплатили 1000 рублей на охрану и хозяйственные нужды», - заявил «Фонтанке» родитель одного из учеников школы Выборгского района. В гимназии №49 Приморского района города в месяц сдают 650 рублей с формулировкой «на нужды школы», в образовательном учреждении №11 Василеостровского района в триместр отдают по 2000 рублей. В школе №77 Петроградского района (с углубленным изучением химии) родители перечисляют по 900 рублей в год на охрану, все остальное — по желанию. А в школе №550 при зачислении ребенка разговор с родителями ведется прямо: вот необходимые для оплаты счета, посмотрите, что вам по силам.
Почему-то 99% собеседников готовы говорить, за что они платят школе. При этом наотрез отказываются называть номера образовательных учреждений, словно опасаясь, что на детях может сказаться их словоохотливость. Тем временем, руководители образовательных учреждений города не стесняются: да, по некоторым финансовым вопросам все же приходится обращаться к родителям.
Детей охраняют. По мере сил
Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в пресс-службе комитета по образованию, ответственность за охрану учеников в школе полностью лежит на плечах учебного заведения. За счет бюджета - лишь кнопки тревожной сигнализации. При этом, в соответствии с распоряжением комитета по образованию от 2007 года, в штат ГОУ может вводиться такая должность, как сторож — при наличии соответствующих возможностей, это тоже должно оплачиваться из средств города. Если же руководство школы просит оплатить услуги охранников дополнительно, то деньги родителей должны идти через банк, а заключение договоров проходить через администрацию соответствующего района по 93 федеральному закону. То есть через объявление запроса котировок.
«У нас в школе охрана есть. Такое решение приняли родители еще несколько лет назад. Каждый год мы проводим котировки, оплата происходит по безналу. Через банк средства поступают на счет школы. Наши охранники работают с 8 до 19 часов, в среднем родителям это обходится по 70 рублей в месяц. Каким образом перечислять эти деньги на счет школы (сразу за год, за месяц или за полгода) родственники учеников решают сами», - рассказала «Фонтанке» директор школы №328 с углубленным изучением английского языка Тамара Ермилова.
Директор одной из гимназий Петроградского района сообщил, что в его школе деньги на охрану вообще не собирают. «У нас вахтер включен в штат, дежурный сидит на входе. При этом школа оборудована электронными средствами безопасности. Зарплата охранника в пределах 10 тысяч, поэтому у нас трудятся, в основном, пенсионеры. График работы - с 8.30 до 21.30 день через день», - заявил он.
В школе №266 Адмиралтейского района (с углубленным изучением французского языка) проблему с обеспечением безопасности учеников, по словам родителей, решили весьма оригинальным способом. «За охрану у нас не платят, так как есть ключ-таблетка от здания, кроме того, функции сторожей выполняют гардеробщицы», - говорят родители.
Мой до дыр
По данным комитета по образованию, укомплектованность школ уборщицами и гардеробщицами составляет 92%, все они включены в штатное расписание образовательных учреждений города. На уборку классов родители также тратиться не должны. Норма обслуживания уборщицами школ составляет не более 500 квадратных метров за один день.
«Это тяжелая и неблагодарная работа, - говорит Тамара Ермилова, - найти людей очень трудно. Но у нас весь штат укомплектован. Мы не собираем деньги даже на мытье окон. Это делается летом, когда уборщицы меньше загружены. Что касается закупки хозяйственных принадлежностей (туалетной бумаги, мыла, моющих и чистящих средств), то она прописана в бюджете школы. Все необходимое приобретается ежегодно через котировки, если чего-то не хватило... значит, так тому и быть».
В профильном комитете Смольного утверждают, что расходы бюджета на покупку расходных материалов для образовательных учреждений рассчитываются ежегодно. При вычислении сумм на самое необходимое учитываются не только действующие цены, но и контингент учеников, и специфика школы, и ее площадь. По какой формуле это рассчитывается, неизвестно. Но "Фонтанка" не смогла найти родителей, которые бы сказали, что в школьных туалетах есть хотя бы бумага, не то что жидкое мыло. Родители учеников Гимназии при Русском музее говорят, что приходится сдавать по 2000 рублей за полгода, - в эту сумму, как объясняют им, входит покупка туалетной бумаги, мелков и другие хозяйственные нужды.
Школа ремонта
Ежегодный ремонт (хотя бы косметический) образовательных учреждений Петербурга оплачивается из бюджета города. Однако родителям нередко при поступлении приходится сталкиваться с необходимостью раскрывать кошелек и оплачивать и его.
«Мы пришли на первое собрание, посмотрели помещение, в котором будут учиться дети. Четыре года назад там делался ремонт, все в хорошем состоянии. Однако родители заговорили об обновлении, в этот момент пришло руководство школы и учителя, которые поддержали эту тему. В итоге нам сказали, что сметы расходов уже есть. Только на покраску стен уйдет 45 тысяч рублей, при этом нужно еще привести в порядок потолок, линолеум, закупить необходимые материалы, обновить парты и жалюзи. До этого мы уже сдали по 2,5 тысячи рублей на ремонт школы и по 3 — на покупку учебников», - рассказала «Фонтанке» мама ученика гимназии №642 «Земля - Вселенная» Василеостровского района.
Видимо, вопрос возможности сбора денег на ремонт помещений школ города каждый директор решает благодаря настойчивости членов родительских комитетов. Где-то, зная, что собирать «живые» деньги запрещено, на риск не идут. «Пока у нас ремонт делается только за счет бюджета города. В этом году был реконструирован спортивный зал, в прошлом — столовая. Можно было бы сделать больше, но пока на это денег нет. Зато мебель почти во всех классах новая, мы ее почти все время закупаем. Хотелось бы побольше технических средств. Например, в нашей школе пока только 2 интерактивные доски — одну купили сами, другую приобрел комитет», - отметила директор школы №189 «Шанс» Центрального района Раиса Лопухова.
«Полная замена мебели и оборудования производится при проведении комплексного капитального ремонта здания школ», - говорят в комитете по образованию. В целом же парты, стулья и шкафы поставляются в соответствии с нормами СанПин. Только вот родителям частенько приходится собирать свои деньги и на замену необходимого для занятий оборудования.
Кстати, с мебелью доходит до смешного. Как писала «Фонтанка», в некоторых школах родители первоклассников собирают по 3 тысячи рублей... на парты. И не потому, что детям сидеть негде, а потому, что в помещении стоят 25 столов, а учеников 30. Поэтому взрослые решили заменить все (!) столы.
Пища для ума
С 20 сентября правительство Петербурга повысило цены на школьное питание. Руководители образовательных учреждений обрадовались — хотя бы на какое-то время обеды станут сытнее. Так, директор гимназии №524 Московского района Наталья Лучкова считает, что решение Смольного повлечет за собой улучшение качества еды. «Сейчас порции достаточно маленькие, с повышением субсидирования на одного человека они должны увеличиться — ведь у нас в действующем до конца декабря договоре с комбинатом питания закреплены цены на продукты. Кроме того, новое двухнедельное меню включает в себя требования по содержанию в продуктах микроэлементов и витаминов. Помимо столовой, в гимназии работает и буфет. В нем можно купить 4-5 видов салатов, соки, выпечку, яблоки, творожные сырки. Уровень цен достаточно низкий, например, в среднем булочка обходится примерно в 17 рублей».
Однако такая картина — в редких школьных столовых. «К последнему уроку в буфете — шаром покати, а у ребенка еще факультатив», - такие записи в блогах встречаются часто.
Но стоимость школьного питания на фоне общих затрат на образование ребенка многие родители почти не замечают. Большинство опрошенных «Фонтанкой» сообщили, что на еду уходит несколько сотен рублей в месяц. В комитете по образованию говорят, что с 20 сентября 2010 года завтраки должны обходиться в 30 рублей на человека (в прошлом году на эти цели выделялось 24 рубля), обеды для учащихся 1-4 классов (в том числе в коррекционных школах) - в 45 рублей (в 2009 году - 42 рубля), а для старшеклассников и учащихся ПТУ – в 75 рублей (в 2009 году - 66 рублей). Согласитесь, разница незначительная.
Гораздо дороже обходится пища для ума — дополнительные занятия детей. Месяц занятий, как правило, не стоит меньше 400-600 рублей за предмет. И, несмотря на то, что заставлять ходить на платные уроки не имеют права, на деле все выходит наоборот. Во-первых, на всех родителей великолепно действует простая фраза: «Вы, конечно, можете не ходить, но если ребенок отстанет, будет хуже». А во-вторых, не секрет: немало таких «необязательных» уроков вписаны в расписание.
Кстати, все доходы, полученные школами из внебюджетных средств, должны быть строго расписаны: на оплату труда уходит не более 70% заработанного в общеобразовательных школах и 50% - в гимназиях и лицеях. Остальное директора обязаны тратить на коммунальные услуги, оснащение и содержание зданий.
P.S.: От себя «Фонтанка» может добавить, что если родителей что-либо не устраивает в образовательном учреждении, попробуйте уладить вопрос с директором школы. Если не получится, лучше обратиться в РОНО. Для пущей убедительности, можно упомянуть, что при игнорировании просьбы кляуза будет отправлена выше — в комитет по образованию. Тогда, скорее всего, на этом этапе конфликт будет разрешен: любой чиновник знает, что если при проверке выяснится, что была жалоба, и он на нее не отреагировал, по голове никто не погладит. И помните: кроме вас о ваших детях никто не позаботится. Как и о вашем кошельке.
«Фонтанка.ру»