Начать реализацию первого проекта малого государственно-частного партнерства (ГЧП) планирует Смольный летом следующего года. Не исключено, что для начала инвесторам предложат вкладывать деньги в строительство детских садов и школ в Петрославянке. Чиновники уверены: сама идея малого ГЧП вызовет у инвесторов только восторг, и заверяют, что на полках комитета по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) уже хранятся более 10 инициатив, которые вполне можно будет реализовать, если горпарламент одобрит соответствующий законопроект о ГЧП до Нового года.
С идеей организации так называемых малых государственно-частных партнерств Смольный выступил еще в начале 2010 года. Тогда глава КИСПа Алексей Чичканов заявил о том, что такие "мини-ГЧП" планируется создавать для строительства детских садов, небольших школ и т.д. В Первопрестольной, к примеру, "частные детские сады и школы развиты. Уровень обслуживания в них высокий, а оплата не так уж и велика, если сравнивать со всеми сборами, которые вносят родители в обычном детском саду", - сообщил тогда чиновник.
Затем, в октябре, уже в самом Смольном, при представлении горбюджета на 2011-й и планов на 2012–й и 2013-й годы, вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский отметил, что привлечение частных инвестиций в социальную сферу станет основным направлением в деятельности чиновников в будущем. Предоставление земельных участков для такого строительства по решению правительства может, заверил он, осуществляться бесплатно.
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко почти сразу внесла в ЗакС в первоочередном порядке поправки к городскому закону о частно-государственном партнерстве и закону "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Петербурга, для строительства и реконструкции", которые депутаты рассмотрели не менее спешно.
Как заявила на заседании комитета по законодательству горпарламента заместитель председателя КУГИ Мария Смирнова, цель этих двух документов - распространить механизм государственно-частного партнерства на строительство малых объектов (физкультурно-оздоровительных комплексов, школ, детсадов), а также сделать прозрачным порядок предоставления для таких проектов земельных участков.
В закон о городских ГЧП планировалась, по ее словам, внести следующие правки: дополнить цели участия города в ГЧП "реализацией проектов, направленных на развитие физической культуры, спорта, культуры, здравоохранения, транспортной и инженерной инфраструктур", а в документ о предоставлении объектов недвижимости внести дополнение, согласно которому соглашения о реконструкции зданий, строений, сооружений, застройке земельных участков заключаются в том числе "с арендатором земельного участка при условии, что он является стороной соглашения о ГЧП, в целях его реализации".
"Сейчас петербургская правовая база ориентирована на крупные проекты в рамках ГЧП, однако этот механизм может быть направлен и на локальные проекты, являющиеся социально значимыми в масштабах районов города: строительство объектов физической культуры, спорта, культуры, здравоохранения, транспортной и инженерной инфраструктуры",- пояснила она.
На том же заседании КПЗ Чичканов рассказал, что город сможет участвовать в таких проектах не только деньгами, но, в том числе, и гарантиями нефинансового плана. То есть, предоставлять какие-либо обязательства нематериального характера. Например, если речь идет о строительстве паркинга, то город может взять на себя обеспечение того, чтобы рядом с паркингом была запрещена парковка. А в случае с детсадом, установить, к примеру, на продолжительный период (10-15 лет) единые нормативы по тарифам на эксплуатацию здания.
"Зная, что тарифы будут стабильными или плавно расти на протяжении нескольких лет, инвестор сможет смело рассчитать рентабельность проекта",- заверил он. Как сказал тогда чиновник, инвесторы уже проявили интерес к таким проектам. Сейчас на рассмотрении в комитете находятся уже около 10 заявок, и если документ будет одобрен в целом до Нового года, то первый проект может быть реализован уже летом будущего года.
"В целом на подобный проект у властей уходит около года, но поскольку к рассмотрению предложений мы подошли заранее, то вполне сможем уложиться к лету следующего года",- заверил он, однако, отказавшись прокомментировать инициативу более подробно.
Осеевский позже, отвечая на вопрос корреспондента "Фонтанки" о том, какой же проект стартует первым, заявил, что "по его сведениям, в наибольшей степени готовности находится проект малого ГЧП по строительству социальных объектов в Петрославянке". "Там инвестор намерен построить школы и детские сады в рамках возведения квартала для военнослужащих. Объем инвестиций в проект исчисляется сотнями миллионов рублей",- заявил он.
У строительного сообщества новые идеи Смольного вызвали сомнения. «Я не очень понимаю, как при строительстве социально значимых объектов можно говорить об инвестициях, - признался руководитель одной из ведущих строительных компаний, попросивший, правда, не называть его имени. – Безусловно, если открывать платные школы и детские сады, то в этой ситуации можно говорить о какой-либо прибыли, но тогда придется забыть о бюджетном образовании». «А на какие платные школы и детские сады можно рассчитывать в Петрославянке, где предполагается возведение жилья экономкласса, я просто не понимаю», - добавил эксперт.
В девелоперских кругах уверены, что чиновники пытаются таким образом заставить строителей взять на себя расходы по созданию социальной инфраструктуры. Напомним, уже не первый год участники строительного рынка говорят о том, что город должен нести расходы по созданию инфраструктуры для строящегося жилья – так, как это принято во всем мире. Сейчас инвесторы решают эти проблемы за собственные деньги, возмещая позднее свои расходы за счет покупателей недвижимости.
Светлана Коваленко, Кира Обухова, "Фонтанка.ру"