Петербургские гринписовцы провели очередную инспекцию на реке Славянка. Они взяли для исследования образцы сточных вод из коллектора, из которого несколько раз за прошедшее лето сбрасывались в реку токсичные отходы. Результаты экспертизы будут известны через 7-10 дней.
Экологи организовали проверку после целого ряда происшествий, вызвавших отравление Славянки. История с опасными сбросами в реку началась еще в начале июня: за два летних месяца левый приток Невы был четыре раза поражен токсичными отходами от производства лакокрасочной продукции. Это не только привело к массовой гибели рыбы, но и могло нанести вред здоровью жителей Московского, Фрунзенского, Пушкинского, Кировского и части Невского районов. По данным «Центра исследования и контроля воды», в пробах, взятых экологами в ночь после первого выброса были обнаружены неприемлемые концентрации опасных веществ: толуола – в 3,2 раза выше допустимого, этилбензола – в 360 раз выше, о-ксилола – в 500 раз. Это лишь некоторые из обнаруженных веществ, опасных для окружающей среды.
В начале сентября природоохранная прокуратура обратилась в Невский районный суд по поводу токсичных сбросов в Славянку. Так как у коллектора не оказалось конкретного владельца, а сточные воды через него могли сливать более 30 различных предприятий, суд вынес решение о запрете каких-либо сбросов до получения разрешительных документов на водопользование.
Последняя инспекция коллектора, устроенная «Гринпис», была направлена на то, чтобы проверить, выполняется ли требование суда. Как сказал Дмитрий Артамонов, руководитель Санкт-Петербургского отделения организации, из трубы вообще ничего не должно вытекать, в крайнем случае, вода должна быть кристально чистой. Насколько чистой оказалась вода, все-таки обнаруженная экологами в коллекторе, покажет экспертиза максимум через 10 дней.
С момента первого сброса токсичных отходов в Славянку прошло уже больше пяти месяцев. Несмотря на то, что возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 250 УК РФ («Загрязнение вод, повлекшее массовую гибель животных»), ответственность за трагедию до сих пор никто не понес. Между тем, Уголовный кодекс предусматривает виновному наказание, вплоть до лишения свободы.
Дмитрий Артамонов рассказал о том, что в истории со Славянкой много странных и непоследовательных моментов. Во-первых, после того, как «Гринпис» отправил в прокуратуру заявление о преступлении, следственные органы отказали в возбуждении уголовного дела по факту сброса отходов в ночь с 3 на 4 июня без объяснения причин. Ситуация изменилась только после выступления губернатора Валентины Матвиенко о необходимости принятия жестких мер по отношению к виновным в загрязнении Славянки. В результате, уголовное дело было возбуждено лишь через 2 месяца после происшествия.
Во-вторых, в октябре вице-губернатор Алексей Сергеев провел очередную инспекцию Славянки, после чего он объявил о том, что из бюджета будут выделены деньги на очистку реки. Однако очистка от загрязнений не целесообразна, если сбросы из коллектора не будут прекращены.
По словам руководителя «Гринпис», система государственного экологического контроля находится в тяжелейшем состоянии - это наглядно демонстрирует ситуация с загрязнением Славянки. Обстановка ухудшилась в 2001 году, когда Владимир Путин, став президентом, своим первым указом о реорганизации госорганов ликвидировал независимую экологическую службу Госкомэкологии.