Вместо трехэтажного дома 19 по улице Жуковского вырастет пятиэтажный. В брандмауэрной стене, огораживающей двор дома 17, прорубят окна. Под новым зданием появится подземный паркинг, но условия жизни жителей квартала от таких изменений только улучшатся. Сам же дом 19, известный как дом Юргенса, необходимо снести — ради спасения культурного наследия. Таково мнение хозяев здания, не скупившихся во время общественных слушаний на щедрые обещания.
Тема общественных слушаний - отклонение от предельных параметров застройки — собравшихся интересовала мало. Жители улицы Жуковского беспокоились из-за того, что и во время строительства, и после него их жизнь станет невыносимой. Оснований для таких опасений у них оказалось более чем достаточно.
Строительные работы развернутся на опасно небольшом расстоянии от жилого дома («От меня до будущей стройплощадки 40 сантиметров», - возмущалась жительница дома 17). В том случае, если дом 19 пойдет под снос, скорее всего, пострадают и соседние здания. Но даже если стройка завершится без происшествий, то из-за повышения высоты нарушится инсоляция, тихий внутренний двор жилого дома станет придатком к офисному учреждению, а жизнь в квартале окажется попросту невыносимой.
Лев Ронин, замгенерального директора ООО «Луксор», которому и принадлежит дом 19, и представитель проектировщика Сергей Шустерман обратились к европейскому опыту. По их словам, в Голландии принято строить вплотную к уже существующим зданиям, жизнь в квартале хуже не станет, ширина будущего двора-колодца — тридцать метров, поэтому ситуации «окна в окна» жители могут не опасаться. Что касается инсоляции, то все расчеты проведены — нормативы выдержаны, а разрушений во время строительства бояться незачем - «Луксор» даже застраховал свои риски. И если кто, не дай Бог, пострадает во время строительных работ, получит компенсацию.
Правда, подкрепить свои слова какими-либо доводами ни владелец участка, ни проектировщики не смогли. Расчеты по инсоляции оказались «на проверке в Госэкспертизе», а договор со страховой компанией «Луксор» заключил только предварительный, поэтому сказать, на какие суммы смогут рассчитывать пострадавшие жильцы, Лев Ронин не сумел — даже примерно. Жителям квартала предложили поверить на слово — никого не обидят, никто не пострадает, а жить будет только лучше.
На слово жители верить отказались и начали протестовать против сноса дома 19. Объяснения Льва Ронина о том, что здание находится в аварийном состоянии и восстановить его невозможно (ради сохранения всей остальной застройки улицы Жуковского), собравшихся не успокоили. На свет извлекли письмо за подписью зампрокурора города Корсунова, в котором говорится о том, что в заключении ООО «Балт-Эксперт» вывод об аварийности здания и о возможности или невозможности ее ликвидации отсутствует, а вывод межведомственной комиссии о сносе не основан на материалах обследования.
В ответ Ронин заявил, что по данным всех трех проведенных экспертиз, восстановить здание невозможно, а можно только снести (материалов экспертиз он не показал — предложил опять же поверить на слово). Сейчас проводится четвертое обследование — его результаты и определят судьбу здания. «Если надо - дойдем и до суда», - пообещал владелец.
От исторической постройки оставят только фасадную стенку, причем, скорее всего, не подлинную. Сейчас, как выяснилось на слушаниях, «в экспертизе решается вопрос, целесообразно ли сохранять какие-то исторические кирпичи». Впрочем, проектировщики обещают, что воссозданный фасад будет точной копией уничтоженного. Остекленный мансардный этаж скошен, и поэтому с улицы Жуковского будет не виден. С некоторых открытых пространств, как честно признались проектировщики, он просматриваться будет, но проект уже согласован в КГИОП.
Будущее здание обозначено как “финансово-кредитное учреждение” — иными словами, офисы, а первый этаж можно приспособить под банк, объяснили корреспонденту «Фонтанки» авторы. Помещения будут сдаваться в аренду. Правда, какие-либо параметры — количество офисных площадей, количество машино-мест в паркинге, срок окупаемости проекта, потребность района в финансово-кредитных учреждениях - инвестор назвать не сумел.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру