В «Новом музее» демонстрируется проект московской арт-группы АЕС+Ф: многоканальная видеоинсталляция на большом экране и три десятка принтов цифровой живописи. «Пир Трималхиона» – актуальная интерпретация одноименного фрагмента романа Гая Петрония Арбитра, современника Нерона и Сенеки, – погружает в мир бесконечного спокойствия и комфорта.
Скользя по поверхности океана на белоснежных лайнерах, несколько десятков европейцев, в которых мы легко узнаем типажи «мировой элиты», прибывают на остров, где оказываются окружены прислугой, состоящей исключительно из представителей стран третьего мира. Действие, сложенное из однообразных событий, связанных с респектабельным досугом, кажется, могло бы длиться бесконечно: застолья сменяют спортивные игры, ленивое загорание на песчаном пляже и спа-процедуры. Но что-то в этой машинерии дает сбои. То молодой калека решает совершить прыжок с трамплина, не покидая инвалидного кресла, и разбивается насмерть, то пляж неожиданно накрывает волна, унося с собой в открытый океан несколько трупов, то тело ребенка случайно пронзает стрела, пущенная из лука. Однако система снова приходит в порядок, и глянцевое однообразие невозмутимо катится дальше. Одна из «аесовцев» – Татьяна Арзамасова – объясняет: «Так действует репрессивно-тоталитарная машина удовольствия, которая сама себя выстраивает заново, что бы ни произошло. Она только просит жертв. И жертвы неизменно приносятся». Этому миру всё нипочем, он даже прилетевшим сюда инопланетянам способен оказать такой отпор, что сомнений в его незыблемости уже не возникает. Единственное, в чем нуждается эта замкнутая система, – в некоем внутреннем изломе, извращении, так что кульминацией действия становится изощренная оргия, в которой слуги и господа меняются местами.
Попробуйте только сказать Татьяне Арзамасовой, Льву Евзовичу, Евгению Святскому или Владимиру Фридкису (из первых букв фамилий и образовано название группы АЕС+Ф), что это, мол, «кино» – получите резкий, резонный и аргументированный отрицательный ответ. То, что в проекте снялись известные и модные персонажи: актеры Светлана Светличная и Андрей Руденский, топ-модель Данила Поляков, художница Анна Броше, музыкант Алексей Елистратов, – не аргумент. Это не кино, это видеоарт. У тех, кто знаком с творчеством АЕС, сомнений не возникает. Правда, так сложилось, что в России за пределами Москвы художники мало известны. В Петербурге АЕС тоже не частые гости, хотя в последние годы положение стало меняться. В Русском музее два года назад они показали свою большую ретроспективу, показ видеоработ АЕС прошел в «ГЭЗ-21».
Заявив о себе на арт-сцене в годы перестройки, в то время, когда большинство ввязалось в спор официоза и андеграунда, АЕС выглядели людьми не от мира сего, адептами «искусства для искусства». Их живопись, рисунки и инсталляции, на первый взгляд, отсылали не к политическим и социальным процессам сегодняшнего дня, а к Возрождению, барокко, к отвлеченно-высокому. Все как-то приняли за правило, что АЕС работают вне рамок отечественного арт-контекста. Что подтвердило и мировое художественное сообщество – на родине их работы можно увидеть редко, но вот на крупных и представительных мировых арт-форумах и фестивалях они – непременные участники. В частности, премьера «Пира Трималхиона» состоялась на 53-й Венецианской биеннале.
В том, что АЕС пришли к столь редкой пока еще в современном искусстве форме, как продолжительная по времени видеоинсталляция, прослеживается определенная логика. На той же ретроспективе в 2007-м их проект «Последнее восстание» разросся до развернутой во времени фотоживописи – многофигурное полотно гигантских размеров можно было рассматривать долго-долго и, прохаживаясь вдоль него, фиксировать смену времен года, дня и ночи. В работе над проектами АЕС всё чаще принимают участие люди «нехудожественных» специальностей, и уже давно дошла очередь до таких специалистов, как продюсеры и ассистенты по кастингу.
Для арт-блокбастера «Пир Трималхиона» снят удивительно быстро – за 12 дней. Основная работа была проделана уже после съемок. Видеоанимация смонтирована из 700 000 фотографий. Каждого актера снимали отдельно – и от партнеров, и от места действия. Уже потом, на компьютере, строили мир, где десятки мужчин, женщин и детей живут в пространстве, которого никогда не существовало.
Демонстрация проектов подобного масштаба – нечастое явление в Петербурге. Прибытие к нам «Пира Трималхиона» стало возможно благодаря личной инициативе руководителя «Нового музея» Аслана Чехоева и при участии частной московской галереи «Триумф». Насладиться пиршеством современного искусства можно будет до 28 января 2011 года.
Андрей Кудряшов
«Фонтанка.ру»
Фото: пресс-служба «Нового музея».
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»