Не все горожане согласны с требованием оплатить квитанции, в которые включена плата за то, что прошлой, «аномально холодной», зимой в их квартиры давали больше тепла. «Фонтанка» решила спросить у экспертов, что делать тем, кто считает данные претензии сомнительными, и стоит ли добиваться, чтобы управляющие компании вернули деньги за «аномально теплые» зимы.
Напомним, что в конце ноября многие жители города получили от своих управляющих компаний странные уведомления. В них указывалось, что прошедшая зима была аномально холодной, на отопление домов ушло больше энергии, нежели положено по нормативам, и поэтому в декабре нужно будет доплатить за тот период. («Фонтанка» писала об этом дважды ). Аргументируя свое решение, управляющие компании ссылались на правила предоставления коммунальных услуг, принятые в 2006 году, где такая мера предусмотрена, и добавляли, что счет за «аномально холодную зиму» им в свою очередь выставили энергетики. При этом данное требование коснулось в основном тех домов, где нет общего счетчика учета тепловой энергии, и отопление оплачивается исходя из нормативов, утвержденных комитетом по тарифам.
По мнению юристов, подобное решение является весьма сомнительным. «Методика расчета совершенно непонятна. Если эта зима была аномально холодной, то нужно выяснить, какими были предыдущие зимы и не нужно ли, наоборот, вернуть потребителям деньги за них», – отмечает председатель общественной организации потребителей «Диалог» Вадим Рыжков. По его словам, в законе «О защите прав потребителей» указано, что если услуга предоставляется по постоянной, твердой цене, то перерасчет возможен только в том случае, если затраты компании, предоставляющей данные услуги, увеличились существенно. «Слово "существенно" в данном случае имеет юридическое значение. Энергетические компании должны доказать, что зима была действительно аномально холодной – например, представить данные метеорологов», – говорит Вадим Рыжков. Он также отмечает, что если правила предоставления коммунальных услуг противоречат закону «О защите прав потребителей», то большую юридическую силу имеет последний: закон всегда стоит выше подзаконных актов.
Что делать тем, кто все еще надеется, что требование управляющих компаний является не вполне законным и может быть отменено? По мнению большинства специалистов, прежде всего не нужно оплачивать сумму за отопление, поступившее прошлой зимой. «Если вы заплатите сейчас, то потом вернуть эти деньги будет сложно: их либо должна будет возвратить сама управляющая компания, что маловероятно, либо придется добиваться их через суд, что достаточно сложно», – отмечает Вадим Рыжков. Юристы советуют оплачивать коммунальные услуги только за предыдущий месяц. Нужно просто вычесть из общей суммы, указанной в квитанции, сумму «за аномально холодную зиму», а затем назвать итоговую цифру кассиру в Сбербанке или любом другом месте, где можно заплатить за коммунальные услуги. «Квитанция – это вообще не расчетный документ, просто бумажка: там нет никаких подписей. Ведь когда мы ее даем операционисту в банке, то нам обратно выдают отдельный чек, который и является настоящим расчетным документом. Поэтому оплачивать коммунальные услуги таким образом вполне законно», – отмечает генеральный директор юридической компании «Рим» Евгений Гладун.
Затем специалисты советуют обратиться с заявлением в управляющую компанию. «Нужно потребовать предоставить сведения о том, сколько жильцы заплатили за тепло в течение трех последних лет, а также какие средства были перечислены энергетическим компаниям за этот период. И попросить приложить копии платежных поручений», – говорит юрист Алексей Харитич. Иначе говоря, вы потребуете предоставить вам сведения, не были ли предыдущие зимы «аномально теплыми» и не нужно ли вам вернуть за них деньги». При этом три года – не случайная цифра: согласно Гражданскому кодексу, это крайний срок давности для исков такого рода. Естественно, что заявление должно быть подано в двух экземплярах: один экземпляр нужно отдать управляющей компании, а второй нужно оставить себе, попросив представителя компании поставить на нем входящий номер.
Дальнейшие действия зависят от реакции управляющих компаний. Если они предоставят такие данные и окажется, что разница была положительной, то нужно обратиться в суд с заявлением о взыскании этих денег с ЖКС, ссылаясь на те самые правила предоставления коммунальных услуг и закон «О защите прав потребителей». «Каждый житель может претендовать на часть таких денег в зависимости от его жилой площади и доли в праве собственности на общие помещения всего дома», – отмечает Алексей Харитич.
Если же ответ не будет получен, что, по мнению специалистов, скорее всего, и произойдет, то нужно все равно подавать заявление в суд: в нем нужно пожаловаться на требования управляющей компании заплатить за давно прошедшую зиму. По мнению Алексея Харитича, перед этим стоит попробовать написать письмо в энергетическую компанию с просьбой раскрыть секреты перерасчета и предоставить конкретные цифры, и если эти компании ответят, то данные цифры нужно указать в исковом заявлении. Если же ответа не последует, то нужно попросить судью затребовать эти данные. В дальнейшем эти цифры могут стать основой для еще одного иска – заявления с требованием вернуть деньги за «теплые зимы», если они действительно окажутся таковыми.
По мнению экспертов, в период всех этих судебных тяжб нужно продолжать платить только за коммунальные услуги, потребленные в предыдущий месяц, и игнорировать требование погасить долг за «аномально холодную зиму». «Теоретически через шесть месяцев могут отключить горячую воду. Однако как только приходит предупреждение о том, что в ближайшее время будет прекращена подача воды, его можно тут же оспорить в суде, где опять попробовать доказать неправомочность этих требований и попросить суд затребовать у энергетических компаний точные цифры. А отопление вообще отключить не могут, это просто невозможно», – говорит Евгений Гладун. А Вадим Рыжков, в случае получения предупреждений об отключении, советует также сразу же писать в прокуратуру.
Представители управляющих компаний, опрошенные «Фонтанкой», готовы судиться со своими клиентами. «Будем судиться, будем отстаивать свою позицию. Неплательщиков будем также вызывать в суд, а отключить мы их не можем: в условиях старого фонда это невозможно», – сказали в ООО «Жилкомсервис №3 Центрального района». Готовы к тяжбам и в ООО «Жилкомсервис №2 Выборгского района»; с неплательщиками здесь также планируют бороться через суд.
В Комиссии по недвижимости общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области также советуют для подстраховки обратиться с заявлением в государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга, которая по закону контролирует жилищно-коммунальные службы города. А Вадим Рыжков предлагает параллельно с судебными тяжбами написать заявление в прокуратуру. Впрочем, она и сама уже занялась этим делом: недавно ее представители сообщили, что в настоящее время проверяют правомочность требований энергетических и управляющих компаний. «Чем больше будет исков, тем больше шансов, что все это отменят», – считает Вадим Рыжков. Насколько оправдан его оптимизм, покажет время.
Андрей Захаров,Фонтанка.ру