Петербургские казаки готовы патрулировать улицы во избежание межнациональных столкновений. Они благодарят городскую милицию, которая «максимально профессионально сработала в эти тревожные полторы недели» и готовят законопроект, ужесточающий миграционное законодательство. Однако декларации эти фактически потонули в потоке речей на совещании казаков, руководителей национальных диаспор, ветеранских организаций и силовых структур в петербургском ЗакСе.
С утра в Белом зале Мариинского дворца мелькали подпоясанные люди в кафтанах и папахах — то были казаки. Верны светскому стилю одежды остались активисты Движения против нелегальной иммиграции и представители национальных диаспор.
Несмотря на заявленную атаманом городского казачьего общества "Казачья стража", экс-начальником ГУВД по Петербургу и Ленобласти, депутатом Аркадием Крамаревым тему - выработки «единой стратегии поведения с целью обеспечения безопасности населения» - создалось впечатление, что присутствующие собрались с одной целью — поговорить. В ходе дискуссии некоторые признавались в любви к ФК «Алания» и подсчитывали, сколько героев Советского Союза по итогам Великой Отечественной войны было среди дагестанцев (47 человек) и осетин (36 на 500 тысяч человек).
По мнению Крамарева, массовые волнения вызваны непродуманной миграционной политикой и развивающейся в обществе ксенофобией, а также безнаказанностью преступлений, совершенных на межнациональной почве. «Беспорядки рассматривались как простое хулиганство, - возмутился он. - Попустительство способствовало тому, что эти явления были загнаны внутрь. Сегодня чаша терпения переполнилась». Кроме того, добавил парламентарий, причины бойни на Манежной нужно искать в конце 90-х, когда было объявлено - «берите суверенитета столько, сколько проглотите». Сейчас, по информации Крамарева, атаманы «стараются сдерживать горячие головы», однако «казаки в любой момент могут принять участие в экстремальных событиях».
К неудовольствию представителей диаспор Игорь Риммер (заместитель атамана Отдельного Северо-Западного казачьего округа) заявил, что Россия — страна православная, а помощник атамана войска Донского есаул Смирнов добавил, что Россия — еще и государство мононациональное. Тезисы вызвали возражения у полномочного представителя Ингушетии в Петербурге Юнуса Хаутиева, который подчеркнул многонациональность России и заявил, что причина столкновений кроется не в политике, а в социальной незащищенности. «Ребята приезжают в Петербург в поисках лучшей доли, однако не встречают понимания. Государство должно в первую очередь помогать своим гражданам, а не мигрантам», - полагает он.
Справедливости ради заметим, что не все из казаков были столь «мононациональны» — в частности, представитель станицы Георгия Победоносца напомнил, что «все мы дети одной страны». «Мать рожает что русского, что грузина, что армянина одинаково, точно так же, как и оплакивает», - подчеркнул он.
Риммер считает, что события в Кондопоге не получили адекватной оценки. Поэтому «нельзя обвинять в национализме людей, которые вышли на улицу с требованием наведения порядка», - заявил он. Вместе с тем депутат не видит необходимости в разработке кодекса петербуржца, поскольку «Россия не рухнет, если мусульманская девушка выйдет на Невский в платке». «Давайте успокоимся. Если на площадях начнут выяснять отношения, то начнется распад великой державы», - предостерег депутат.
Президент петербургской «Лиги наций» Хамзат Цокиев подобрал емкое слово, характеризуя происходящее — кавказофобия. «Погромы на Манежной — явная кавказофобия. Речь идет о деструктивных силах, направленных на развал нашей многонациональной страны, - демонстративно сделал акцент на слове «многонациональный» он. - Если мы не закосим эти явления, нас ждут не лучшие времена».
От дел «кавказофобских» заместитель полномочного представителя Северной Осетии по делам молодежи Аслан Каргин перешел к делам «межкавказским». В частности, его возмущение вызвали попытки вбить клинья в отношения кавказских народов — в Интернете, утверждает он, стала распространятся информация о том, что осетины и армяне якобы поддержали русских.
Приветствие «мирных акций» координатором ДПНИ в Петербурге Семеном Пихтелевым, вместе с тем признавшимся, что последствия произошедшего в Москве и Петербурге ими «воспринимаются в некотором роде отрицательно», раскритиковал начальник МОБ ГУВД Петербурга Анатолий Агошков, резонно заметивший, что на поминки нужно приходить с водкой, а не с дымовыми шашками, травматикой, фальшфейерами и металлическими дубинками. «Хочу предупредить, что все незаконные действия будут жестко пресекаться, - предостерег он. - Организаторы шествия 11 декабря будут привлечены к уголовной ответственности. Просто так ничего не пройдет».
В этом его поддержали казаки. По информации атамана Отдельного Северо-Западного Казачьего Округа, депутата ЗакСа Виталия Мартыненко, на территории Петербурга официально зарегистрировано 15 казачьих станиц (как минимум по сто человек в каждой), то есть, по самым скромным оценкам, в городе насчитывается 2 тысячи казаков. По мнению Мартыненко, казаки должны иметь возможность законно и эффективно участвовать в решении проблем города, «дополняя силы петербургской милиции». Однако, осекся он, они не должны стать разменной монетой в происходящем.
Ответа на главный вопрос, что же все-таки делать, так и не прозвучало.
Александра Гармажапова,
Фонтанка.ру