С 1 января 2011 года навигационная система ГЛОНАСС должна быть в обязательном порядке установлена на все пассажирские автобусы. Однако до Нового года это успеют сделать только государственные перевозчики – «Пассажиравтотранс» и «Горэлектротранс». Впрочем, по данным «Фонтанки», Министерство транспорта уже придумало, как заставить приобрести системы навигации и частные компании: планируется, что с 1 июля 2011 года за их отсутствие придется платить штраф.
Покупать систему ГЛОНАСС в обязательном порядке перевозчиков обязывает федеральный закон «О навигационной деятельности» от 14 февраля 2009 года. Там сказано, что «в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров... транспортные, технические средства и системы... подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами». Есть в законе и четкая дата, к которой все перевозчики должны приобрести систему ГЛОНАСС – 1 января 2011 года.
Однако в законе не указано, что произойдет с теми компаниями, которые не выполнят данное требование. В связи с этим Министерство транспорта подготовило поправки в КоАПП, предусматривающие введение с 1 июля 2011 года штрафов за отсутствие системы ГЛОНАСС. Как сообщили «Фонтанке» в пресс-службе Министерства, планируется, что с физического лица будет взиматься штраф в 5 тысяч рублей, с юридического – 50 тысяч. В настоящее время проект проходит процедуру согласования со всеми заинтересованными ведомствами, поэтому пока не совсем понятно, кто именно будет фиксировать данное нарушение.
По данным комитета по транспорту правительства Санкт-Петербурга, до конца года система ГЛОНАСС будет установлена на все транспортные средства ГУП «Пассажиравтотранс» и ГУП «Горэлектротранс». Кроме того, за счет бюджета было куплено 843 комплекта системы для частных перевозчиков, которые выиграли конкурс на право перевозить пассажиров на социальных маршрутах. Всего с 2008 года бюджет потратил на закупку данной навигационной системы 308 млн рублей: в эту сумму входит и стоимость самих комплектов, и стоимость соответствующих программ. Как сообщили в комитете, ГЛОНАСС будет установлен на 4500 единицах подвижного состава. При этом на бесплатную установку и обслуживание могут рассчитывать только государственные перевозчики – частные компании, получив оборудование, должны будут установить его за свой счет. Стоимость одного комплекта системы составляет 50 тысяч рублей. Большинство тендеров выиграли компания SCBI и ООО «КАР».
Закупка оборудования для автобусов, обслуживающих коммерческие маршруты, не предусмотрена. Комитет по транспорту предлагал внести эти расходы в бюджет города, однако этого не произошло. По оценке специалистов, речь идет примерно о 6 тысячах комплектов – именно столько транспортных средств работают сейчас на коммерческих маршрутах. Таким образом, для закупки ГЛОНАСС на эти автобусы перевозчикам придется заплатить в общей сложности около 300 млн рублей.
Представители частных компаний пока неохотно комментируют инициативу Министерства транспорта о наложении штрафов. Так, один из руководителей крупной петербургской транспортной компании, пожелавший остаться анонимным, сообщил корреспонденту «Фонтанки», что «закон "О навигационной деятельности" еще очень сырой» и что «юристы смогут легко оспорить его положения». О другом возможном пути говорит председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев: по его данным, в некоторых регионах перевозчики закупают дешевые китайские GPS-навигаторы, пользуясь тем, что закон предоставляет компаниям выборы – покупать либо систему ГЛОНАСС, либо гибридную систему ГЛОНАСС/GPS. «Когда их спрашивают, где у вас ГЛОНАСС, они говорят: вот он. Дешево и сердито», – отмечает Киселев.
Практическая польза в системе ГЛОНАСС есть: как поясняют в комитете по транспорту, в будущем на всех остановках появятся специальные электронные табло, на которые будут поступать сведения о том, на сколько опаздывает автобус, троллейбус или трамвай. Кроме того, диспетчеры смогут оперативно отслеживать, где именно сейчас находится тот или иной маршрут. Однако эксперты уверены, что все это не является самой насущной проблемой системы пассажирских перевозок. «Если мы говорим о развитии транспорта, то нужно отметить, что ГЛОНАСС – это важная вещь, но не главная. Эта система будет нужна тогда, когда произойдет перенасыщение рынка, когда нужно будет регулировать интервалы движения. Сейчас же их лучше всего регулируют пробки. Да и кому сейчас нужно это табло? Смотреть, что автобус стоит в пробке и придет через полчаса?!» – считает Василий Киселев. По его мнению, средства, потраченные на закупку системы ГЛОНАСС, можно было бы направить на учебные автобусы или аварийную технику, которых сейчас не хватает всем перевозчикам.
Отметим также, что, согласно закону «О навигационной деятельности», систему ГЛОНАСС нужно установить не только на пассажирские автобусы, но и на другие виды транспорта – например, на транспорт, перевозящий опасные грузы. Однако, например, генеральный директор Международной ассоциации по опасным грузам и контейнерам Михаил Огнев пока даже затрудняется сказать, сколько перевозчиков поставили себе эту систему. Он отмечает, что в законе не уточнено, какие именно виды транспорта, перевозящего опасные грузы, должны быть оснащены ГЛОНАССом. «Только ли это автомобили? Какие категории грузов отнесены к опасным? Все это пока непонятно», – говорит он.
Эксперты также указывают на то, что сейчас еще сложно прогнозировать, насколько эффективно будет работать ГЛОНАСС. «Сейчас идет очаговое использование ГЛОНАССа, в масштабе всей России он себя еще не показал. Согласно последним заявлениям Роскосмоса, ГЛОНАСС на орбите планеты будут обслуживать 24 спутника, так что система сможет спокойно покрывать всю территорию страны. Насколько это так, покажет практика», – отмечает заместитель директора по научной работе Института проблем транспорта РАН Юрий Искандеров. С ним согласен и Михаил Огнев: «Мы пока не знаем, насколько эффективно работает ГЛОНАСС. И кстати, ни в одной другой стране мира нет подобного требования, чтобы на транспорт ставилась именно определенная навигационная система».
Андрей Захаров, Фонтанка.ру
Поделиться