В России началась реформа обязательного медицинского страхования (ОМС) – института, обеспечивающего финансирование предоставления бесплатной врачебной помощи гражданам. Соответствующий федеральный закон вступил силу 1 января.
Он должен гарантировать самим потенциальным пациентам право выбора страховой компании, которая, по логике законодателей, будет выступать в роли «медицинского адвоката» – защищать права клиента в случае возникновения конфликта с учреждением здравоохранения. Напрямую у страховщиков россияне будут получать и полисы ОМС. Ежегодно, подав заявление до 1 ноября, гражданин вправе будет сменить страховую организацию (чаще – в случае изменения места жительства).
Ранее действующий порядок предусматривал, что страховые компании выбирались работодателем, а полисы надо было менять при смене места работы. Формально у наемных сотрудников было право подать заявление о выборе страховщика, но фактически оно было нереализуемо. Равно как в полисе фиксировались конкретные районные поликлиники, в которые для получения необходимой помощи мог обратиться гражданин.
По новому закону работодатель не будет участвовать в организации медицинского обслуживания своих сотрудников. Однако возможность получить полис единого образца напрямую на практике у россиян появится только с мая 2011 года. Все ранее выданные документы сохраняют свою силу. В перспективе полисы будут оформляться в виде универсальных электронных карт. Кроме того, равные с россиянами права на получение бесплатной медицинской помощи в системе ОМС закон делегирует постоянно или временно проживающим в нашей стране иностранцам, а также беженцам.
Эксперты неоднозначно оценивают нововведение. Начальник отдела по работе с гражданами Территориального Фонда ОМС Петербурга Геннадий Лопатенков убежден, что право прямого выбора страховщика усилит конкуренцию между ними: «Мы будем голосовать своими ногами за ту или иную компанию. Активные и ориентированные на клиентов компании займут свое место на рынке».
В то же время исполнительный директор Санкт-Петербургского филиала страховой компании «СОГАЗ-Мед» Елена Дудина полагает, что большинство граждан пассивно отнесутся к праву выбору страховщика: «Россиян в подобных вопросах отличает инертность. Как и в ситуации с выбором управляющих компаний для размещения пенсионных накоплений, мы получим очередных «молчунов». По словам представителя компании «АСК» Татьяны Долининой, старый закон гарантировал право граждан получать медпомощь по всей территории России, но на самом деле этого не происходило. «Согласно новому закону, медпомощь должна будет оказываться независимо от прописки в размере территориальной программы», – констатировала она.
Гарантировать качество предоставляемых входящих в систему ОМС клиник медицинских услуг должны специальные стандарты. Кроме того, страховые компании обязаны будут защищать интересы пациентов – им делегируется право налагать штрафы на недобросовестные учреждения здравоохранения.