На Невском проспекте продолжается подготовка к реконструкции дома 68, расположенного рядом с Аничковым мостом. К 2012 году здесь, по задумке инвестора и с согласия городских властей, должна появиться гостиница. Понятно, что любые работы в исторической части Петербурга, а тем более в непосредственной близости к главной дорожной артерии города, вызывают немало опасений и вопросов. Некоторые из них «Фонтанка» адресовала гендиректору инвестиционной компании Александру Беляеву.
- Александр Викторович, Ваша компания разбирает дом на Невском, 68. В самом центре города. Вы же не можете не понимать, что борьбой против строительства «Охта Центра» горожане ясно выразили свою позицию по отношению к любым вмешательствам в исторический облик города.
- Да, идея строительства «Охта центра» и неудачный опыт реконструкции здания ТК «Стокманн» вызвали понятную реакцию горожан, и теперь им в любом градостроительном начинании видится уничтожение петербургской архитектуры. Но я готов последовательно доказать, что наш проект - Невский, 68 - не нанесет ущерба ни историческим панорамам, ни исторической застройке, ни исторической памяти.
- Но именно к исторической памяти и апеллируют градозащитники. Вы разбираете знаменитый «литературный дом»…
- Это заблуждение. Возможно, досадная неточность, допущенная журналистами, но приведшая к дезинформации. Знаменитые русские писатели жили и встречались друг с другом в доме по адресу Фонтанка, 40, который и сегодня примыкает к зданию на Невском, 68. Это разные здания, с разными фундаментами, историей и судьбой, объединенные когда-то общим владельцем - купцом Лопатиным. Сначала ему принадлежал только дом на Невском проспекте, в 1840 году к нему был пристроен корпус с видом на набережную Фонтанки - под литерой 40. Кстати, вместе эти два дома - на Невском, 68 и Фонтанке, 40 - составили один из самых больших доходных домов. Но именно в здании, выходящем на Фонтанку, с 1842 по 1846 год жил и работал В.Г. Белинский. В этот период он написал свои основные литературно-критические труды. На квартире Белинского бывали Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, Д.В. Григорович, В.П. Боткин, А.И. Герцен. Здесь критик познакомился с молодым Ф.М. Достоевским. В 1850-1851 годах в этом доме жил И.С. Тургенев, работавший над пьесами и "Записками охотника". И именно это здание, на Фонтанке, 40, вошло в историю города как Литературный дом.
А вот после купца Лопатина зданием на Невском, 68, владели другие хозяева. В 1872-1874 годах архитекторы Н.В. Набоков и В.Е. Стуккей перепланировали корпус по Невскому проспекту, изменили его фасад. С 1874 по 1918 год здесь располагалась 12-я гимназия (со стороны Фонтанки). В конце 1905 года в Литературном доме работало издательство "Новая жизнь". В этом издательстве произошла первая встреча В.И. Ленина с А.М. Горьким.
После 1918 года в здании размещался исполком районного совета. 28 ноября 1941 года оно было повреждено фугасной бомбой. В 1947-1950-х годах по проекту Б.Н. Журавлёва и И.И. Фомина был построен новый дом с совершенно другим фасадом, но с использованием старых конструкций (фундамента и стен). До 1993 года здесь работал исполком Куйбышевского района, затем - налоговая инспекция Центрального района.
- Тем не менее, вы готовитесь разобрать даже фасад здания на Невском проспекте, а он не производил впечатления аварийного и стоит в особо охраняемой зоне. Почему вы не сохраняете его?
- Первоначальный проект, разработанный нами, как раз и предполагал сохранение фасада. Но обрушение дома 147 по Лиговскому проспекту, которое кроме всего прочего, составило угрозу соседним домам, спровоцировало новые экспертизы, в том числе и несущих конструкций дома на Невском, 68. В результате в заключении Экспертной строительной комиссии при правительстве Санкт-Петербурга говорится о необходимости разборки аварийных стен, в том числе фасадных, в связи с «угрозой спонтанного обвала». Новый проект, предусматривающий разборку аварийных конструкций здания, получил положительное заключение ГАУ ЦГЭ и нам выдали ордер Государственного архитектурно-строительного надзора на производство строительно-монтажных работ. Мероприятия по охране окружающей застройки были согласованы с КГИОП, но поскольку само здание не попадает под охрану Комитета по охране памятников, то мы работаем в соответствии с ПЗЗ. В составе общего проекта реконструкции имеется проект воссоздания архитектурного фасада и реставрации скульптур. Сейчас мы разбираем здание, причем верхние этажи - вручную, мы демонтируем скульптуры, которые будут отреставрированы и возвращены на фасад, но фасад воссозданный.
- Но в случае с домом на Невском проспекте должны найтись какие-то методы, позволяющие сохранить историческую застройку. Здание ведь не обрушалось?
- Замечу, что горожан и журналистов беспокоят вопросы, преимущественно эмоционального содержания, но эмоции также требуют уважения, поэтому по порядку:
1. Конструкции здания, включая фасад - аварийны. Таковы выводы экспертизы. Впрочем, ничего удивительного, послевоенное восстановление, в ходе которого здание и было перестроено, было не менее трудным периодом, чем сама война. Не хватало техники, материалов, денег. Всё это сказалось на качестве строительства. В частности, именно поэтому были использованы старые конструкции, тогда пережившие взрыв авиабомбы, а к сегодняшнему дню исчерпавшие свой ресурс.
2. По закону здание не является объектом культурного наследия. Оно построено в 1950 году в стиле, имитирующем классицизм. Известный искусствовед Михаил Золотоносов в своей статье прямо назвал получившееся «советской фальшивкой», указав на «цинизм», присутствующий в сталинской стилизации под классицизм. Если уж думать о сохранении «исторического облика», то логично было бы обсуждать то здание, которое стояло на углу Невского и Фонтанки до Великой Отечественной - на фотографиях, размещенных на нашем сайте, можно оценить и его внешний вид, и характер разрушений, причинённых авиабомбой.
3. Самым значительным и интересным с исторической точки зрения объектом является скульптурная пара рабочего и колхозницы. Они выполнены из армированного бетона и тоже являются аварийными. К моменту демонтажа небольшие кусочки уже начали отваливаться. Скульптуры появились на фасаде здания в ходе реконструкции 1947-1950 гг., придавшей зданию привычный сегодня облик. По легенде статуя колхозницы имеет портретное сходство с Ниной Браташиной - женой Б.Н.Журавлёва, одного из архитекторов послевоенной реконструкции. Браташина, студентка театрального института, служила на фронте санитаркой и вынесла с поля боя раненого Бориса Журавлёва. В итоге архитектор, принимавший участие во всех деталях создания нового облика дома и его декора, решил таким образом увековечить свою спасительницу и жену. Городской фольклор гласит также, что статуя рабочего имеет портретное сходство с самим Журавлёвым. Сейчас скульптуры демонтированы, и все желающие журналисты могут побывать в реставрационной мастерской и убедиться в том, что скульптурам ничего не угрожает.
- Негативный пример «Стокманна» заставляет беспокоиться о сохранности соседних зданий.
- Разбор здания ведется вручную, с использованием только отбойных молотков. Во избежание проблем принято решение об укрепление фундаментов соседних домов. Во всех квартирах будут установлены двойные стеклопакеты, с клапаном шумопоглощения. Для борьбы с пылью на следующих этапах работы будет использоваться так называемая «снежная пушка», применяемая обычно в малоснежные зимы для нагнетания снега на горнолыжные склоны. Мы среди тех, кто в полной мере осознает опасность, связанную с утратой Петербургом своего исторического облика, и совершенно открыты для любых вопросов со стороны заинтересованных петербуржцев.
Беседовала Анна Петрова, для Фонтанки.ру