С 1 июня петербуржцев ждет очередное транспортное испытание: до мая 2012 года закроется станция метро «Петроградская». Что может получиться из этого, горожане уже видели на примере «Горьковской», закрытой в октябре 2008 года: тогда, чтобы уехать с Петроградского острова на общественном транспорте, нужно было потратить немало сил, нервов, а зачастую – и пуговиц на одежде. Впрочем, городские власти обещают, что учтут этот негативный опыт.
Станцию «Петроградская» поразила та же болезнь, что и «Горьковскую»: прохудилась система гидроизоляции наклонного хода, по которому идут эскалаторы. В пресс-службе «Петербургского метрополитена» это вновь связывают со спецификой нашей подземки: из-за особенностей почв большинство станций строятся на глубине, и если в подземном вестибюле сухо и тепло, то наклонный ход подвергается постоянным перепадам температур. Поэтому, мол, за сорок пять лет эксплуатации («Петроградская» была открыта в 1963 году) система гидроизоляции пришла в полную негодность.
Ремонтные работы будут идти 11 месяцев – до мая 2012 года. В метрополитене столь длительный срок объясняют тем, что для ремонта наклонного хода нужно демонтировать тяжелые чугунные тюбинги. При этом ставить новые эскалаторы в наклонном ходе не будут: метрополитен планирует отремонтировать старые, так что петербуржцам хотя бы не грозит ситуация со станцией «Спасская», где ремонт абсолютно новеньких эскалаторов начался через год после открытия станции.
Помимо этого, на «Петроградской» будет полностью заменена облицовка стен в подземном и наземном вестибюлях, появятся новые входные двери. Анонсируется появление дополнительного кассового окна, что хоть как-то решит проблемы очередей за жетонами: известно, что в «часы пик» конец очередь доходит до нижних ступенек лестницы, ведущей из подземного перехода под Каменноостровским проспектом.
В пресс-службе метрополитена отмечают, что с архитектурной точки зрения облик станции меняться не будет – она встроена в здание Дома мод, так что какие-то эстетические новинки в данном случае предложить сложно.
Напомним, что в случае с «Горьковской» серьезные изменения коснулись и внешнего облика наземного вестибюля: вместо невзрачной коробки в духе аскетической архитектуры хрущевского времени появилась «летающая тарелка» в стиле хай-тек.
Точный бюджет реконструкции «Петроградской» пока неизвестен. Конкурс на реконструкцию будет объявлен ближе к весне: сейчас ведется подготовка конкурсной документации.
Большинство горожан волнует, насколько реально повторение ситуации, которая возникла после закрытия «Горьковской». Тогда, напомним, большинство пассажиров вынуждены были идти к «Петроградской», из-за чего попасть на станцию в часы пик можно было только после длительной давки. Утром все повторялось с точностью до наоборот: толпы пассажиров скапливались в подземном вестибюле «Петроградской», пытаясь локтями пробить себе дорогу к эскалатору наверх.
В комитете по транспорту отметили, что с 1 июня, после закрытия «Петроградской», будут введены новые маршруты общественного транспорта, а действующие будут усилены дополнительными машинами. Однако уже сейчас известно, что пассажиров, которые раньше пользовались «Петроградской», будут в основном перенаправлять до «Чкаловской» и «Горьковской».
Отметим, что дополнительные маршруты были введены и после закрытия «Горьковской». Тогда пассажирам предлагали ездить на общественном транспорте до «Площади Ленина», «Спортивной» и «Чкаловской», однако большинство все равно предпочитали возвращаться с работы домой от «Петроградской». Тем более, что движение автобусов и маршруток по Петроградской стороне крайне затруднительно в часы пик ввиду многочисленных пробок.
Как будет в этот раз, покажет будущее. Однако опасения вызывает тот факт, что, в отличие от «Петроградской», подземный вестибюль «Горьковской» - очень маленький, и на подходе к эскалатору может возникнуть более серьезная давка, нежели это было на «Петроградской» еще полтора года назад.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"