«Твиттер», похоже, становится одним из наиболее оперативных ресурсов обмена информацией между людьми в России. Читатели, отслеживавшие события в декабре прошлого года на Манежной в микроблоге, почерпнули из него и максимум информации о теракте в аэропорте Домодедово, пока официальные сайты и телеканалы хранили молчание.
Одно из первых сообщений о взрыве на территории аэропорта появилось в микроблогах «Твиттер». На протяжении нескольких часов «Твиттер» стал самым информативным ресурсом в Интернете, где публиковалась информация и фото-видео материалы от очевидцев. Именно там оперативно сообщалось о том, что творится как в самом аэровокзале, так и рядом. Опуская данные о пострадавших, которую участники «Твиттера» брали в основном из информлент и с сайтов официальных ведомств, именно микроблоги первые сообщили о том, что московские таксисты решили заработать на людской беде и подняли цены на свои услуги до 10-20 тысяч рублей. «Уважаемые террористы-смертники. В следующий раз, пожалуйста, взрывайте себя в domodedovo посреди таксистов» - постили у себя блогеры с завидной регулярностью. Те же участники «Твиттера» организовались для помощи людям, которые не могли выехать из Домодедово, и, оставляя свои мобильные, выезжали на личном автотранспорте к аэропорту. Помимо этого возмущение таксистами вылилось в призыв к действиям: «Записывайте и фотографируйте номера тех таксистов, которые завышают цены. И скидывайте на mproekt2020@yandex.ru».
Второй по популярности темой блогеров стало бессилие официальных СМИ (далее орфография и пунктуация сохранены — ред.). «ТВ: первый - тв шоу, россия - сериал, ТВЦ - ток шоу, НТВ - сериал, продолжать? CNN - прямой эфир! ВВС - прямой эфир!», «Среди трупов ищут террориста-смертника, а первый канал говорит, что все спокойно!» - это самые мирные посты от блогеров по поводу информационной политики российского телевидения.
«Обновление Твиттер — 5 минут, радио — 30 минут, телеканалы - час», - отвечали в микроблогах. Однако через несколько часов после теракта посты очевидцев, их фото и видео стали пропадать :«@likhtenfeld опубликовал самые правдивые 5 фото и 2 видео прямо из аэропорта! Полчаса - они удалены!! #domodedovo Свобода слова??!»
Но больнее всего досталось властям страны. Кто-то печально шутил: «Медведев из твиттера узнал, что творится в Домодедово и собрал экстренное совещание. это же хр пойми что, а не страна», «Владимир Владимирович, мы бы вас и без терактов выбрали бы снова», «Вот так обыденно начинается новый предвыборный год», - кто-то негодовал, что правительство так и не смогло обезопасить своих граждан от подобного.
Некоторое пользователи использовали «Твиттер» для распространения ложной информации. Так, в течение получаса в микроблогах муссировалась информация о том, что в результате взрыва погиб известный веб-дизайнер Артемий Лебедев. Однако вскоре герой этих постов опроверг это сообщение. А буквально через два часа после воскрешения Лебедева, кто-то запустил утку о гибели кинорежиссера Никиты Михалкова.
Через «Твиттер» свои соболезнования пострадавшим и родным погибших выражали пользователи из разных частей света. Сами россияне были кратки: «Я, бдь, не уеду из этой страны, я буду биться как могу, чтобы это больше не повторилось».
В отличие от Интернет-пространства официальные сайты ведомств не спешили информировать народ. А ведь именно этих данных ждали люди более всего. Единственным оперативным ведомством стал Следственный комитет, который уже через полчаса после взрыва сообщил о том, что следователи выехали на место. А через некоторое время, что возбуждено уголовное дело по статье «теракт». Только через полтора часа появились новости на сайте МЧС. Сайт МВД на 22:00 встречает пользователей новостью «В Пензе за кражи и грабежи задержаны наркоманы со стажем».
Министерство здравоохранения и социального развития отреагировало на произошедшее в Домодедово спустя два часа — теракт произошел в 16:32, и лишь в 18:31 ведомство опубликовало первую информацию: на место трагедии прибыли 56 бригад скорой помощи, в результате взрыва пострадали 130 человек. И это фактически все. Спустя еще 2 часа новость обновилась — россиянам рассказали о том, куда же направляют пострадавших. Списки раненых появились относительно оперативно и в наиболее полном объеме. Около 20 часов появились первые списки фамилий пострадавших от Минздравсоцразвития, они оказались более полными, чем у МЧС. Отметим, что этот казус «Фонтанке» объяснил глава комитета по социальной защите администрации Петербурга Александр Ржаненков: взрыв произошел в зале ожидания, поэтому наиболее полная информация может быть только у больниц.
Сайт правительства Белокаменной долгое время радовал лишь объявлением из серии: «будь готов, всегда готов!» А вот профильные порталы департамента здравоохранения столицы и соответствующего министерства Московской области пестрели информацией о мерах, предпринимаемых для того, чтобы исполнить постановления правительства России.
Для сравнения: около 19 часов по московскому времени в сети появилась информация о том, что министр экономического развития Эльвира Набиуллина... расплакалась, узнав о трагедии. Это была наиболее искренняя реакция: вместо сухих официальных формулировок скорбный женский плач.
В это время крупнейшие телеканалы страны хранили молчание. Если бы не «Россия 24» (кабельный канал, доступный, к слову, не абсолютному большинству россиян), то телезрители не узнали бы о произошедшем в полпятого вплоть до 18-ти часовых новостей на «Первом». Петербургское телевидение оказалось оперативнее федерального. Канал «100 ТВ» сделал экстренный выпуск, посвященный трагедии, не побоявшись выпасть из утвержденной сетки вещания.
В блогах «Яндекса» также довольно оперативно откликнулись на теракт. Москвичи на своих страничках в «Живом журнале» вспоминали, что после терактов в метро правоохранительные органы патрулировали город активно около 2-х месяцев. Потом же волнения по этому поводу схлынули, и горожане стали перешучиваться: «ждем следующего взрыва». «Вот и дождались...» - скорбно констатируют интернет-пользователи.
Социальные сети поразили корреспондентов «Фонтанки» удивительной бездушностью. Facebook: международный аэропорт Домодедово — «мне нравится». Это все, чем смогла отреагировать крупнейшая в мире социальная есть на произошедшую трагедию. Запрос на русском языке дал тот же результат. Клик в поисковых сетях также дал неутешительные результаты: последняя информация в «книге лиц» по ключевому слову обновлялась 28 декабря 2010 года, когда в Москве произошел транспортный коллапс из-за обрыва линий электропередач.
"Вконтакте" также оказался глухим к чужой трагедии. Этот ресурс больше подходил для тех, кто жаждал кровавых подробностей произошедшего, предлагая просмотреть видео последних событий. Ни групп в поддержку жертв и пострадавших, ни соболезнований... Как ресурс для молодежи, эта социальная есть так и отреагировала: "а жизнь-то продолжается".
P.S. «Фонтанка» выражает соболезнования родным и близким погибших в Домодедово и желает скорейшего выздоровления пострадавшим.
Фонтанка.ру