С 1 сентября 2011 года все первоклассники начнут учиться по-новому. Именно они станут пионерами по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) II поколения. Согласно планам чиновников, определять учебный план детей будут школы, внеурочная деятельность фактически станет обязательной, а школьники получат возможность для самостоятельного развития.
Необходимость разработки новых ФГОСов появилась в 2007 году после принятия поправок в российское законодательство об образовании в части появления понятия «стандарты в обучении». Спустя 2 года на суд общества было представлено несколько проектов. Для того, чтобы определиться и попробовать на локальном примере, чиновникам понадобилась еще пара лет.
Как сообщила корреспонденту «Фонтанки» методист центра начального образования Академии постдипломного педагогического образования Марина Бойкина, главное отличие новых федеральных образовательных стандартов в том, что на основе их освоения методисты планируют выйти на новый уровень результатов школьников. «Сегодня в прессе много обсуждается, что мы будем много воспитывать, но не учить, - говорит она. - На самом деле это не так. Мы выходим на те же самые предметные умения, но становятся более важны не теоретические знания, а то, как ученик может их применять».
В качестве доказательства своих слов Марина Бойкина привела пример: «Определите значение слова «картечь». На выбор предлагается несколько пособий, которые могут дать нужную информацию: орфографический словарь, этимологический словарь, «Слово о словах» Эдуарда Успенского, художественное произведение Лермонтова «Бородино» и «Исторические рассказы» Александры Ишимовой. Данные анализа этих пособий ученик заносит в таблицу. Раньше учитель говорил: для того, чтобы выполнить задание, нужно посмотреть в толковый словарь. В данном случае воспитывается умение анализировать: в орфографическом этого нет, а в этимологическом я что-то найду, потому что это словарь происхождения слов. Получается, что в основе все равно будут лежать предметные знания, но по сути, это еще и умение их применять».
Набор уроков в новых федеральных образовательных стандартах ничем не отличается от привычной программы начальных классов — математика, русский язык, ИКТ (информатика), литературное чтение, иностранный (английский, французский, немецкий, испанский), окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология (бывший труд) и физическая культура. При этом, документ включает в себя фактически обязательную внеурочную деятельность — занятия в кружках и секциях при школе. Предполагается, что это будет занимать 10 часов в неделю, то есть 2 часа в день. Определять учебный план и содержание занятий образовательные учреждения должны будут самостоятельно.
По окончанию начальной школы ребенок должен иметь хотя бы элементарные представления по предмету, внедрение которого, даже в качестве эксперимента, в свое время вызвало довольно широкое обсуждение в обществе. С необходимостью изучать Основы религиозных культур и светской этики были согласны далеко не все, однако сейчас они уже фактически закреплены документально.
По словам методиста центра начального образования, во ФГОСы будет включены такие опции, как умение организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять здание. «Кроме того, должны быть учтены личностные результаты. К ним, прежде всего, относится формирование ценностей, которые всегда были приняты в обществе — добро, мир, справедливость, терпение», - отметила она.
«С 1 сентября 2010 года в Петербурге в экспериментальном режиме началось внедрение новых ФГОС в первых классах средней общеобразовательной школы 569 Невского района и прогимназии №675 Красносельского района «Талант». Педагоги данных образовательных учреждений полностью подготовлены к работе в новых условиях, в школах создана необходимая материально-техническая база», - сообщили «Фонтанке» в комитете по образованию.
Участники опыта положительно оценивают новые федеральные государственные стандарты. «Мы готовим другого человека, - заявила «Фонтанке» директор школы №569 Инна Королева. - Эффективность ФГОСов очень высокая. Дети учатся действовать, работать на качество. Их участие в образовательном процессе переходит из пассивного в активное. Мы даем инструмент, при помощи которого они будут работать в дальнейшем, знание о том, как добыть информацию. Школьники учатся быть активными членами общества».
«Стандарт впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования. Главная задача руководителей и педагогов — правильно распорядиться теми десятью часами внеурочной деятельности, которые он выделяет школе, не допустить превышения учебной нагрузки. Важно и то, что мера ответственности за конечный результат будет в равной степени возложена на педагога и родителей», - сообщила «Фонтанке» начальник отдела образования администрации Центрального района Ирина Асланян.
Помимо воспитания и обучения детей, согласно ФГОСам второго поколения, на школы действительно налагается и еще одна обязанность: повышение педагогической культуры родителей. Работа с ними, согласно планам разработчиков, должна предшествовать занятиям с детьми. Предлагаются даже формы, при помощи которых можно будет образовывать взрослых — семинары и тренинги, круглые столы и конференции, собрания-диспуты и лекторий.
Новые федеральные образовательные стандарты также предполагают, что ученик начальных классов должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также... периодической литературы, публикаций, радио и телепередач. При этом дети с 7 лет должны понимать, что эти источники информации могут нанести вред его морально-психологическому состоянию.
Отметим, что ФГОСы включают в себя и такие новинки, как характеристика обучающегося по окончанию начальной школы и так называемый «портфель достижений». «Это можно проигнорировать, - считает генеральный директор открытого института «Развивающее образование» Алексей Воронцов. - С моей точки зрения, никакого портфолио в начальной школе не должно быть. Если школа - дура, она будет его делать, если умная - заниматься другими делами».
А вот эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев вообще сомневается в целесообразности внедрения стандартов с 1 сентября: «Программа образования останется практически той же самой. Тем временем, они являются частью системы образования. А она должна прописываться федеральным законом, который еще не принят».
Скептически к новым ФГОСам для начальной школы отнеслись и представители интернет-сообщества. На форумах не понимают, каким образом государство планирует спонсировать воплощение идиллии в жизнь: «Конечно, рекомендаций для стандартов второго поколения много, и они для Новой школы, но у нас пока мало в России типовых образовательных учреждений, которые могли бы соответствовать требованиям, которые рекомендованы в стандартах. Вывод: осваивать будем, примем и не откажемся. Результат: увидим через лет 5-7. Возрадуемся?».
Мария Цыганкова, "Фонтанка.ру"