Договоры, заключенные руководством петербургской Консерватории, могут стать основой второго уголовного дела, в котором будет упоминаться название вуза. Как сообщает пресс-служба городской прокуратуры, проверка по контракту о летнем ремонте кровли, проведенном в музыкальном учреждении, показала финансовые злоупотребления и недобросовестное исполнение договорных обязательств со стороны представителей заказчика (самой Консерватории) и подрядчика по договору (некой компании «ОлимпСтрой»). Материалы проверки направлены в следственный орган для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Напомним: как писала «Фонтанка», крыша старейшего музыкального вуза течет глобально и с серьезным уроном для памятника архитектуры, несмотря на выполненные там летом ремонтные работы. По данным нашего издания, вполне вероятно, что двумя уголовными делами «разбор полетов» в Консерватории может и не ограничиться.
Водой залиты около 40 аудиторий, библиотека, включая читальный зал и рукописный отдел, и Театр оперы и балета. Пикантности этой ситуации придает то, что по документам летом 2010 года кровля была отремонтирована на 7 миллионов рублей. В реальности же, как показала внутренняя проверка, проведенная по указанию самого ректора Консерватории Сергея Стадлера, до крыши здания на Театральной дошло лишь 300 тысяч рублей.
Сообщение пресс-службы городской прокуратуры, распространенное 3-го февраля, является своеобразным ответом на письмо Сергея Стадлера в адрес прокурора Петербурга Сергея Зайцева. Напомним, что Стадлер пожаловался прокурору на целый ряд проблем, в том числе и текущую кровлю, и попросил его взять под особый контроль расследование этой ситуации. Как сообщили «Фонтанке» в прокуратуре, ответное письмо ректору было направлено 21-го января. А в начале февраля уже стало известно о результатах проверки.
В ходе инспекции прокуратура установила финансовые злоупотребления и недобросовестное исполнение договорных обязательств со стороны представителей заказчика и подрядчика по договору о ремонте кровли, сообщает пресс-служба надзорного ведомства. По результатам выявленных нарушений материалы проверки направлены в следственный орган для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренным ч.4 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (мошенничество в особо крупном размере).
Слова Сергея Стадлера о том, что все документы и контракты были переданы зампрокурора Адмиралтейского района, в прокуратуре опровергают, заявляя, что в ходе проверки, несмотря на требования, документация, указанная в Техническом задании к данному контракту, представлена не была.
В связи с этим прокуратура района внесла предостережение ректору Консерватории с требованием направить в надзорную инстанцию запрошенные ранее документы.
Напомним, что первое уголовное дело по событиям в Консерватории было возбуждено в декабре 2010 года и тоже по статье о мошенничестве в особо крупном размере. «В декабре 2009 года ректор консерватории Сергей Стадлер заключил с ООО «ТелеЛифт» государственный контракт на выполнение работ по созданию комплексов программных и технических средств, предназначенный для автоматизации деятельности Консерватории. Прокурорская проверка установила, что оплата по государственному контракту в сумме 7 миллионов рублей была произведена полностью, а работы, предусмотренные государственным контрактом, выполнены не были», - отмечает пресс-служба городской прокуратуры.
«Я думаю, что это нормальная реакция со стороны прокуратуры на письмо Сергея Стадлера. Ректор сейчас уже беспокоится не за собственный имидж, а за саму Консерваторию. Кстати, когда меня опрашивал зампрокурора Адмиралтейского района, то меня спрашивали и о ситуации с ремонтом кабинета ректора», - рассказала «Фонтанке» начальник планово-экономического отдела вуза Елена Солодовникова. По ее мнению, эта история может повлечь за собой еще одно уголовное дело, третье по счету, или объединение всех материалов в одно производство.
По декабрьскому уголовному делу пока нет определенных обвиняемых. По данным «Фонтанки», сейчас следственным отделом по Адмиралтейскому району проводится почерковедческая экспертиза подписи Сергея Стадлера, чтобы определить — действительно ли именно ректор подписал принятые работы, якобы выполненные компанией «ТелеЛифт». Возможно, аналогичную операцию придется проводить и по документам, связанным с кровлей. Дело в том, что и тут и акт о приемке работ, и справку об их стоимости подписал лично Сергей Стадлер. Хотя в нынешнем ректорате и утверждают, что эти документы были «подсунуты» ему на подпись сотрудниками, часть из которых уже уволены (бывший первый проректор Сергей Смолянинов), а часть будут уволены сразу же, как только выйдут с больничных (начальник управления эксплуатации Евгений Падерин и Екатерина Товстенко) .
Сами уволенные, напомним, говорят, что дело не в ремонте кровли, а в том, что она просто не убиралась. «Консерватория в декабре заключила контракт с одной из фирм на чистку кровли. За месяц на кровле не появился ни один человек», - заявил «Фонтанке» Сергей Смолянинов. По данным «Фонтанки», в данном случае экс-проректор говорит о контракте, заключенном консерваторией с ООО «РосГру». Возможно, правоохранительным органам стоило бы им поинтересоваться — он весьма любопытен. Контракт на разовую очистку кровли с очисткой желобов и воронок, сброс снега и сосулек заключен 28 декабря 2010 года - на 490 тысяч рублей. А 29-го уже проведена оплата. Получается, что все работы были произведены за одну ночь. Но ряд опрошенных сотрудников музыкального вуза утверждают, что никаких рабочих на кровле не было. Возможно, они и ошибаются, но это косвенно подтверждает тот факт, что все новогодние праздники и весь январь в вузе продолжался потоп.
Надо сказать, что в музыкальном вузе есть много чего интересного. Даже помимо того, о чем прокурору Сергею Зайцеву сообщил сам ректор Консерватории (а он, напомним, помимо кровли и фиктивных работ по созданию компьютерных программ и систем автоматизации, пожаловался на завышенные сметы и некачественный ремонт своего кабинета). Так, например, в ректорате вуза говорят о неком складе, арендованном для хранения декораций, но совершенно непригодном для этого. В результате чего декорации сгнили. Естественно, винят там в этом также прежнюю команду Сергея Стадлера во главе с Сергеем Смоляниновым.
Однако сейчас в Консерватории начинает разворачиваться еще один скандал. Начальник управления эксплуатации Евгений Падерин утверждает: «В конце декабря 2010 года было заключено 2 контракта — один по школе Консерватории на 1 миллион 200 тысяч рублей, второй на 600 с лишним тысяч рублей по общежитию. Контракты были заключены без проведения тендерной процедуры, без конкурса. Это первое. Второе — название этих контрактов «аварийные работы по ремонту полов». Делаются они по предписанию Госпожнадзора. 20-го декабря был подписан договор. 25-го он уже был оплачен. Но на данный момент до сих пор: по общежитию — линолеум там просто брошен, и ремонт не закончен. По школе также есть реальные проблемы, потому что линолеум постелен некачественно. Дети начали спотыкаться, падать, после чего, насколько я знаю, директор школы обратилась к исполняющему обязанности начальника управления эксплуатации господину Коноплеву (сам Падерин, напомним, - на больничном. - Прим. ред.) с этой проблемой. В качестве реакции на это то ли он сам, то ли представители подрядчика, просто приехали и разрезали этот линолеум. Там образовались пузыри, которые не давали детям спокойно ходить. Так они их просто разрезали. Только что «сделанная» работа просто-напросто окончательно загублена».
«Самое непонятное мне в этой ситуации — сам факт того что, несмотря на то что официальной задачей этих работ является устранение замечаний Госпожнадзора, — кладется фанера, которая не факт, что пропитана, а сверху линолеум, который не факт, что противопожарный. У меня по этому поводу очень большие сомнения. Плюс ко всему, оплаченная в декабре работа до сих пор не сделана», - отмечает Падерин.
Он утверждает, что из-за того, что затягивался ремонт, в школе под предлогом гриппа было на две недели отстрочено начало занятий.
«На самом деле, нас уже вызывали в ОБЭП по заявлению Падерина. Там был проректор по АХД Гусев, и все объяснения мы дали. На сегодняшний момент все работы выполнены на 100 процентов. Линолеум уложен противопожарный. Сейчас подрядчик устраняет наши замечания. Неправда и о срыве учебного процесса — наши дети вышли на учебу вместо 13-го января 17-го. Однако, если бы предписания Госпожнадзора не были бы выполнены, то школу могли закрыть вовсе. Что же касается того, что все было оплачено до выполнения работ — это действительно правда. Но законодательство позволяет проводить оплату по гарантийному письму. В конце года у нас образовались лишние деньги, так как мы отказались оплачивать компании «Нескучный сад» некачественно выполненный ремонт кабинета Сергея Стадлера, и мы решили потратить их на выполнение предписаний пожарных», - заявила «Фонтанке» Елена Солодовникова.
Так или иначе, по данным «Фонтанки», ситуация со средней учебной музыкальной школой при Консерватории даже стала причиной обращения Координационного совета творческих союзов Санкт-Петербурга к министру культуры Александру Авдееву. Как отмечают в совете, письмо министру пришлось написать после жалоб родителей.
Координационный совет выражал свою обеспокоенность в связи со срывом учебного процесса и просил министерство провести в связи с работами по полам и холлам школы Консерватории служебную проверку. Письмо подписано артисткой Ириной Богачевой (председателем совета), ответственным секретарем координационного совета ректором Академии общественных связей Марком Щегловым и другими культурными деятелями. Впрочем, как говорят в ректорате Консератории, сама Ирина Богачева и ряд других подписантов опровергают, что под письмом действительно стоит их подпись. Связаться с Ириной Богачевой чтобы проверить это не удалось - она на гастролях в Италии
Свое авторство "Фонтанке" подтвердил Марк Щеглов. «Я подписал это письмо. Эта ситуация связана с вопросом всей Консерватории. Разобрали пол, куда-то вбахали деньги... Все оплачено, ничего толком не сделано, Консерватория валится, крыша течет... Мне жалуются родители. Я в данной ситуации представляю координационный совет творческих профсоюзов города. К сожалению, у нас к учебному заведению под названием Консерватория отношение ниже плинтуса. Во многом из-за постоянных скандалов — министерство культуры, судя по всему, опасается из-за них давать вузу денег на реальную реконструкцию. И Ирина Петровна Богачева изначально была против назначения Сергея Стадлера, и многие уважаемые люди. Но его протолкнули. К сожалению, товарищ не тянет как ректор. Не как скрипач — как ректор. Он не может быть руководителем по своей природе», - заявил «Фонтанке» Марк Щеглов.
Эмоциональное высказывание ректора Академии общественных связей, по данным «Фонтанки», по крайней мере частично, недалеко от истины в вопросе выделения финансов федеральным бюджетом. Напомним, что еще год назад премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление о выделении 3,5 млрд рублей на реставрацию и строительство нового корпуса Консерватории — к юбилею вуза. Однако эти деньги так и не выделены. По данным «Фонтанки», в Минкульте действительно опасаются делать их распорядителем нынешнее руководство Консерватории из-за создавшегося вокруг учебного заведения шлейфа скандала. Вполне вероятно, что деньги все же будут выделены, тем более, что недавно об этом попросила и губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, но только распределять их будет Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации (ведущая сейчас работы по Мариинке-2 и БДТ), а не сама Консерватория, как предполагалось ранее.
PS: 21-го февраля в редакцию поступил факс с письмом на имя министра культуры Александра Авдеева, под которым стоят подписи Ирины Богачевой, Дмитрия Месхиева и Владимира Попова. В этом письме культурные деятели опровергают информацию о том, что они подписывали письмо координационного совета творческих союзов о ситуации с ремонтом полов в музыкальной школе при Консерватории.
Михаил Гончаров,
"Фонтанка.ру"