Строительство подземных паркингов и редевелопмент промзон в Петербурге будут финансироваться из регионального инвестфонда. Город планирует создать его в течение 2011 года, а в 2012-м уже вынести на рассмотрение перечень проектов, которые требуется поддержать за счет казны. В Смольном считают, что таким образом можно будет привлечь инвесторов к участию в затратных, но необходимых городу проектах.
В 2011-м году, как ожидается, будет принят закон о создании регионального инвестиционного фонда Петербурга по образу и подобию инвестфонда федерального, из которого сейчас софинансируются такие «стройки века» как КАД и ЗСД, а в перспективе и «Орловский тоннель».
Средства для регионального фонда должно выделить Минрегионразвития. Первоначально речь шла о 40 млрд рублей, но сейчас министерство планирует снизить размер отчислений. Правда, в Петербурге обещают, что будут рады и гораздо меньшей сумме. «Даже если Минрегион снизит размер участия в 10 раз, все равно часть проектов, необходимых для города, мы сможем таким образом профинансировать», - отметил на встрече с журналистами во вторник, 8 февраля, глава комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Чичканов.
Местный фонд будет снабжать проекты рангом пониже и подешевле по сравнению с федеральным. Но, как полагают в Смольном, не менее значимые для города. «К 1 января 2012-го года мы сможем вынести проекты, претендующие на поддержку из фонда, на рассмотрение правительства», - говорит председатель КИСП.
Предполагается, что средства фонда смогут получить строители подземных паркингов в центре Петербурга, а также компании, которые возьмутся за редевелопмент промышленных зон, таких как Ново-Адмиралтейский остров. Инвестфонд будет финансировать эти стройки на 33%, еще 33% вложений сделает город из бюджета, остальное должен будет вложить потенциальный инвестор. Впрочем, расстановка «сил» может меняться. И минимально возможное предложение частного капитала о 25-ти процентном участии в том или ином проекте также будет рассматриваться.
Примечательно, что раньше проекты строительства паркингов в центре Петербурга и перебазирование Адмиралтейских верфей и других промпредприятий из исторического центра не считались такими уж непривлекательными для инвесторов.
Так, изначально за частные средства планировалось строительство и подземного паркинга под площадью Восстания, и еще 10 углубленных площадок в центре города. Однако уже летом 2010 года в Смольном сообщили, что будут софинансировать строительство на Восстания. Компания «Адитум» (владельцы - братья Зингаревичи), которая взялась за проект, сообщила, что не сможет полностью оплатить проект. И городское правительство с готовностью объявило, что доплатит компании за строительство двух этажей подземной стоянки. Софинансирование может составить от 20 до 50% от всей суммы строительства, которая может составить от 700 млн до 1 млрд долларов.
По проекту строительства 10-ти подземных паркингов на Конюшенной, Греческой, Манежной площадях, на перекрестке Кирочной и Таврической улиц, на пересечении Захарьевской улицы и проспекта Чернышевского, Потемкинской улице, на площадях Белинского, Шевченко, Ленина и Растрелли, который до кризиса вела дочерняя структура компании «Импульс» «ПаркингИнвестЦентр», решения о софинансировании принято не было. И проект пока так и не получил реального воплощения.
Возможно, средства инвестфонда направят также на редевелопмент промзон в Петербурге. Получателем софинансирования может стать инвестор, который возьмется за строительство на территории Адмиралтейских верфей. Ранее, напомним, в Смольном планировали провести аукцион по реализации участка земли на Ново-Адмиралтейском острове. И за средства, вырученные от продажи, переселить верфи на новую площадку на острове Котлин.
Для тех проектов, которые не найдут поддержу из регионального фонда, предусмотрена альтернатива. С 2011 года в городе заработает система «контрактов жизненного цикла». По словам Алексея Чичканова, в ближайшее время правительство Петербурга примет постановление о возможности передачи обязанностей по строительству и эксплуатации транспортных объектов города частным инвесторам с последующей компенсацией им затрат. «По нашим расчетам, экономия от таких контрактов превышает экономию от проведения госзказов на 20-25%. Кроме того, инвестор, как эксплуатирующая организация, лучше следит за качеством своего объекта, в отличие от обычного застройщика», - отмечает Чичканов.
Не исключено, что пилотным проектом, реализованным по такой схеме, станет проектируемая развязка на Пироговскую набережную при съезде с Сампсониевского моста.
Маша Могилевская, "Фонтанка.ру"