Сейчас

-5˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-5˚C

Переменная облачность, Без осадков

Ощущается как -8

1 м/с, вос

755мм

88%

Подробнее

Пробки

1/10

Владимир Груздев: мне повезло больше, чем Рокфеллеру

1001
ПоделитьсяПоделиться

В интервью «Фонтанке» миллиардер по версии Forbes Владимир Груздев рассказал, как заработал первый миллион долларов и чем занимается сейчас на посту первого зампреда комитета Госдумы по законодательству и председателя Ассоциации молодых предпринимателей России, объяснил, зачем погружался на дно Ледовитого океана под Северным полюсом и почему не имеет яхты, но летает на частном самолёте.

 - Рокфеллер говорил: я могу отчитаться за каждый заработанный мною миллион, кроме первого. А Вы?

- Я считаю, что мне повезло больше, чем Рокфеллеру, потому что его время - это время банкиров-разбойников в США, период первичного накопления капитала. У нас всё было гораздо проще, поскольку этот капитал был создан предыдущими поколениями. Начиналась приватизация... Я имею в виду первую приватизацию. Чековую. В Москве она происходила несколько по-иному, нежели в остальных регионах. У трудовых коллективов была возможность выкупать и арендовать помещения для сферы услуг, под торговлю.

После увольнения из Службы внешней разведки меня взяли на невысокую по сегодняшним меркам заработную плату в "ОЛБИ-Дипломат"...

-... Бизнесменом стало быть престижнее, чем разведчиком?

- Дело в том, что когда министром иностранных дел России стал Козырев, он заявил, что США - наш стратегический друг, поэтому  разведчики, которые работают под крышей Министерства иностранных дел, нам мне нужны. Их действительно сократили на 80%. Резали по живому. Я, помню, обратился к Юрию Антоновичу Зубакову, замдиректора СВР по кадрам, с вопросом: как быть. Получил ответ: "Ищи работу". Нашёл  должность заместителя генерального директора "ОЛБИ-Дипломат". С Бойко меня познакомил мой приятель.

Направление, которым я занимался, - торговля одеждой - было небольшим и состояло всего из одного небольшого магазинчика. Проработал я там всего год. И к этому моменту количество магазинов выросло до шести. Объёмы продаж тоже выросли. Думаю, это прежде всего связано с тем, что после шока 1992 года люди стали привыкать к той финансовой атмосфере, которая сложилась в стране.

- Так у Вас появился пресловутый первоначальный капитал?

- ...У меня появились навыки. Первоначального капитала не было. Для того чтобы его получить, я заложил в банке свою небольшую двухкомнатную квартиру за 30 тысяч долларов. А стоимость выкупа первого магазина, который я тогда открыл, была 36 тысяч долларов. Я добавил недостающие деньги, под залог магазина взял кредит на ремонт и оборудование... Не очень большой, около 250 тысяч долларов. Продовольственных магазинов тогда практически не открывали, все торговали компьютерами, стиральными машинами, пылесосами... А мы открыли первый "Седьмой континент". Это было в апреле 1994 года. А уже через полгода он окупился.

- Магазины Ваши были, прямо скажем, не для простого народа. Сознательно осуществляли это направление?

- Тогда "Пятёрочки" были невозможны, потому что товары на 80% были импортными. Отечественного производства практически не было. Большие универсамы стояли банкротами. Почему мы назвали нашу компанию "Седьмой континент"? Потому что имели в виду, что открываем в некотором роде новую Атлантиду в торговле. Создаём новый типаж в этой сфере услуг. Где покупателя обслуживают на самом высшем уровне. Так что этот выбор был осознанным. А дискаунт, сам по себе, эффективен: очень узкий ассортимент, низкая цена, минимум вложений, минимум сотрудников.

Но первый миллион появился не сразу. Я, конечно, выкупил квартиру, но тут же пришлось брать новые кредиты, чтобы открывать новые магазины. Под следующий, как сейчас помню, - кредит был уже 3,5 миллиона долларов. То есть это были деньги компании... А мой личный первый миллион я заработал в 1997 году. Спустя 3 года после того, как был открыт первый магазин.

- Кто был Вашей "крышей" тогда?

- К 1994 году активный период бандитизма в Москве уже закончился. Это во-первых. А во-вторых, мне помогали мои друзья, которые со мной служили. Из "Альфы" и "Вымпела". Они и до сих пор со мной работают. Они, как говорится, мои партнёры по жизни. Не столько по бизнесу, сколько по духу.

- В прошлогоднем рейтинге журнала Forbes Вы заняли 65 место с состоянием 950 миллионов долларов США... Кстати, они к Вам обращались?

- В принципе, я им теперь отвечаю, что я не предприниматель, а общественный деятель, поэтому не надо меня включать в эти рейтинги. Сделайте рейтинг чиновников и общественных деятелей, и включайте меня туда.

- Блогер «Фонтанки» nnnn53 (Александр Хрисанов) спрашивает: «Первому зампреду комитета Госдумы по законодательству можно заниматься бизнесом? Когда обсуждаются законопроекты, то В.С.Груздев помнит о своём бизнесе или напрочь забывает?»

- Нет, заниматься бизнесом нельзя. Упомянутая вами сумма у меня сложилась из продажи "Седьмого континента" в 2007 году. У нас с партнёром сложились отношения: 50 на 50. Он сделал мне предложение купить его долю или продать свою. А с учётом того, что я был депутатом Государственной думы, мне бизнесом заниматься было некогда и нельзя. Я и продал свою долю. С неё заплатил налоги.

 - Говорят, тот, у кого есть миллиард долларов, не живёт своей жизнью, а обречён его обслуживать. Вас эта критическая цифра не надломила?

- Меня не успела, потому что вскоре после того, как у меня появился миллиард, начался кризис. А кризис не прошёл ни для кого даром. Меня он тоже научил многому. Большие деньги - это ведь большое испытание. Не думаю, что оно меня надломило... Хотя об этом, конечно, лучше спросить моих товарищей и друзей. Со стороны такое всегда виднее.

- Спаслись, переложив "миллиардное бремя" на инвестиционные компании?

- Может быть, но их отчёты я всё равно иногда вынужден просматривать. Вообще, вложения в ценные бумаги и реальный бизнес нельзя сравнивать.  Ничего модного в инвестиционных фондах нет, как говорят некоторые. Просто это одна из немногих легальных форм вложения капитала. Можно держать деньги на депозите, в акциях или облигациях, но этим будут заниматься профессиональные компании, у которых есть соответствующие лицензии, которые следят за рынком.

Хотя риск в этом случае будет, конечно, всегда выше. Потому что вложение в прямые активы - это всегда менее рискованно. Но зато из прямых активов не всегда есть выход в ликвидность. А в данном случае есть. Кроме того, всегда же происходит диверсификация: вложение в акции, в облигации, в депозиты... А в принципе, повторяю, девелоперские проекты более рискованны. В большинстве случаев они просто покрывают существующую инфляцию. Иногда процент прибыли чуть побольше.

- На Западе деньги держите?

- На Западе я никогда в инвестиционные фонды не вкладывал и не считаю нужным это делать. Вложения в российские компании, в этом смысле, мне кажутся более перспективными. Риск, конечно, тоже больше, потому что волатильность на российских рынках выше. Хотя... Стоимость крупнейших банков на Западе тоже меняется порой в 10 раз. Так что всё зависит от конкретной компании.

- Зачем подались в политику?

- Стране хочу помочь... Я так воспитывался. Помните, как говорил Кеннеди: "Прежде, чем спрашивать, что Америка сделала для тебя, спроси, что ты сделал для Америки". Это подход здравомыслящего человека. Я ведь воспитывался в Суворовском училище. Хочу подчеркнуть, что должность первого заместителя комитета Государственной думы - даже такого важного, как наш, - не политическая, она общественная. Общественно-политическая.

А конкретные мои амбиции абсолютно простые - хочу сделать уголовно-процессуальное законодательство максимально справедливым. Чтобы восторжествовал принцип необратимости наказания, но при этом ни один невиновный человек не оказался в местах лишения свободы.

- Звучит не очень оригинально.  Можно поконкретнее? Знаковые изменения, случившиеся в УПК с Вашей лёгкой руки, имеются?

- Наиболее яркий из последних - изменение в 108 статье УПК, которое вводит запрет на досудебный арест предпринимателей. Благодаря нам, суды стали меньше арестовывать не только предпринимателей, но и всех граждан.  А следствие стало меньше обращаться в суд с требованиями таких арестов. Если раньше ежегодно арестовывали около 275 тысяч граждан, то сейчас арестовывают 200 тысяч. Это говорит о том, что 75 тысяч могут отстаивать свою невиновность, находясь в нормальных условиях, работая с юристами, с адвокатами.

Говоря про уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, надо понимать, что мы не столько его меняем, сколько гармонизируем. Мы смягчаем наказания по преступлениям малой и средней тяжести, в том числе и по экономическим, а по тяжким преступлениям, за терроризм, преступления сексуального характера, особенно в отношении детей, мы уголовную ответственность усиливаем. Или. В прошлом году приняли серьёзные изменения по организованным преступным группировкам.

- А зачем собираетесь освобождать больных подследственных? Чтоб под маркой Вашего закона на свободу хлынули тысячи мнимо больных рецидивистов-уголовников?

- Этот закон уже принят. Если человек находится под следствием или в следственном изоляторе и у него обнаруживается тяжкое заболевание, к нему должны быть применены иные меры пресечения. Речь идёт о людях, которые ещё не признаны судом виновными. Формально они невиновны. Это первое. Второе. Ну, если человек умирает в камере следственного изолятора... Почему бы его не отпустить? Таких случаев у нас относительного немного, скажем, в прошлом году в следственных изоляторах умерло 300 человек. Представьте, если среди этих людей окажется кто-то из ваших близких или родных? Какое будет ваше отношение к правоохранительной системе? Кроме того, освободятся ведь места и для реальных преступников.

- Правда, что возглавляемая Вами Ассоциация молодых предпринимателей чуть ли не отраслевую социальную сеть разрабатывает?

- Один из участников нашей Ассоциации под её эгидой создал новую электронную систему, направленную на автоматизацию бизнес-процессов - "Электронное предприятие". Оно даже заинтересовало правительственных чиновников. Это онлайн-бухгалтерия и подбор персонала, онлайн-информация о получении кредита, его размера и срока, процентной ставки и залога, либо его отсутствия. Кроме того, "Электронное предприятие" - это помощь в регистрации предприятия и получении аудита. В принципе, в течение часа можно получить весь объём информации для того, чтобы определиться: нужно вам в какой-то конкретной отрасли открывать предприятие или не нужно, можно узнать его предполагаемую доходность и, скажем, возможные рынки сбыта будущего товара. Короче, это попытка сделать предпринимательский facebook.

- ...Лучше бы с бандитами бизнесменам помогали справляться...

- ...Будете смеяться, но даже на разрешение проблем с бандитами можно рассчитывать с помощью "Электронного предприятия". В Гусь-Хрустальном, например, четыре бандитские группировки "держали" весь город. Наша Ассоциация как раз начинала работать с одним предпринимателем из Гусь-Хрустального, который хотел выйти из-под их опеки и получить публичность. Его обращение к нам поступило именно посредством "Электронного предприятия". То есть "Электронное предприятие" оказывает и юридическую помощь, которая носит кейсовый характер – вы можете обратиться и посмотреть, как вам вести себя в той или иной конкретной ситуации. Для индивидуального контакта, надо, конечно, созваниваться.

- Лоббизм в парламентах всегда считался порочным явлением. Понимаете, к чему я?..

- Понимаю... Лоббирование бывает серое, белое и чёрное. Любое публичное взаимодействие лучше, чем подковёрное. Я, как  координатор "Единой России" по работе с бизнес-сообществом, считаю, что партии выгодно, чтобы бизнес поддерживал её своими голосами, а бизнесу выгодно, чтобы партия создавала ему комфортные условия для развития.

Мы вопросы, которые обсуждаем на площадке бизнеса, потом предлагаем обсудить партии. И далеко не всегда партия поддерживает бизнес. Можно вспомнить спор Прохорова и Исаева (председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике. - Прим. авт.) о том, устанавливать ли 60-часовую рабочую неделю или нет. Ведь было бы гораздо хуже, если б вдруг такой законопроектик появился. А дискуссия - это совершенно нормально.

- На месте других партий я бы всё-таки крепко задумался, а почему то, что можно «Единой России», нельзя нам.

- "Единая Россия" покрывает почти 95% свободных мандатов на муниципальных выборах и является ведущей политической силой. Мы не говорим, что предприниматели, участвующие в наших дискуссиях, должны быть членами партии. Но, конечно, мы приветствуем, когда такие сильные ребята, как Вадим Дымов или Аркадий Новиков, приходят в партию и помогают ей от всей души. У нас нет количественных целей, мы хотим, чтобы среди наших бизнес-соратников были качественные люди. А другим партиям, кстати, никто не возбраняет заниматься тем же самым.

- Быт миллиардера Вам не в тягость?

- Я с большим трудом зарабатывал каждую копейку, так что тратить широко пока не научился.

- Яхта у Вас есть? В позапрошлом году на съезд "Единой России" Вы в Петербург прилетели на частном самолёте...

- Да, иногда летаю на частном самолёте. Одежду покупаю в Москве. Дом у меня на Рублёвке, но сейчас живу в городе. Мне так удобней. И чтоб в пробках не стоять, и детей надо образовывать. Когда дети были маленькими, удобней было жить за городом, там экология, конечно, лучше. Но сейчас им надо получать образование, а здесь ближе. В разные периоды своей жизни, я жил в разных местах. В этом смысле я к чему-то одному не привязан. А яхта? Ну, может быть, я когда-то и дозрею до того, чтобы купить себе яхту, но пока, если она мне нужна, я её арендую.

- Блогер «Фонтанки» 78212 задаёт Вам напоследок вопрос: «Ну, спустились Вы в батискафе на дно океана под Северным полюсом, и что? Это потому, что на полёт в космос денег не хватило? Сколько Вы ещё готовы потратить на своё тщеславие?»

- Понимаете, как говорится, каждому своё. Кому-то нравится путешествовать на яхтах, как моему бывшему коллеге, вашему питерскому предпринимателю Олегу Жеребцову. Он увлекается регатой. И я ничего страшного в этом не вижу. Галицкий, основной акционер "Магнита", к примеру, финансирует большой детский футбольный клуб. Я был членом научной экспедиции, которая погружалась в батискафе "Мир-1" на дно Ледовитого океана в точке Северного полюса. Я и финансировал эту экспедицию. У каждого бывают свои хобби и увлечения, и если любой из нас, людей, добившихся много в этой жизни, будет прославлять свой народ, свою родину - Россию каким-то из своих увлечений - дай Бог!

Что касается полёта в космос... Я вырос в Подмосковье, в городе Калининграде, сейчас он называется Королёв. Вся моя семья, отец, мама, были связаны с околокосмической сферой. Рядом был Звёздный городок. И я, как и любой мальчишка моего поколения, хотел стать как Юрий Гагарин – это такая детская мечта, которая вполне может еще стать реальностью. Как вы знаете, мечты сбываются.

Беседовал Лев Сирин, Москва, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close