В прокат вышел «Боец» – крепкая драма про крепких парней, снятая некогда числившимся в бунтарях режиссером Дэвидом О. Расселлом. Фильм же, в свою очередь, числится среди претендентов на «Оскар», но грозят ему, определенно, только актерские номинации.
Боксер Микки Уорд (Марк Уолберг) получил титул чемпиона мира, уже будучи не особо молодым человеком – разменяв четвертый десяток. В молодости подвизался «трамплином»: работал подсадной уткой, дабы карьера противников, которые мутузили его на ринге до полусмерти, пошла в гору. Тренером Микки был брат по имени Дикки (Кристиан Бейл), бывший боксер и наркоман. Но после того как братан загремел в тюрягу, а у Микки появился не только новый тренер, но и новый менеджер (прежде менеджерские обязанности исполняла мама Микки и Дикки), карьера круто пошла вверх. Вплоть до чемпионского титула.
Есть некоторая логика в том, что продюсер «Бойца» – Даррен Аронофски: при желании тут можно увидеть переклички с «Рестлером». Хотя почему с ним одним? Со всеми фильмами про парней на ринге. И даже не переклички, а аккуратное следование канонам. Биография Уорда вполне кинематографична: во всяком случае, укладывается в классическую структуру «мальчишка/малышка на миллион». Долог и тернист путь к славе простого паренька с рабочей окраины, но кто был никем, тот непременно станет всем. Впрочем, сценарист Скотт Сильвер («Восьмая миля») останавливает повествование аккурат накануне главного пункта в биографии Уорда – поединка с Артуро Гатти, из которого наш герой вышел победителем, что выглядит некоторым нонсенсом и одновременно прозрачным намеком на возможность сиквела.
Собственно, это построение сигнализирует только об одном: считавшийся большим оригиналом режиссер Расселл («Три короля», «Взломщики сердец») верстает свой фильм под готовый формат «Рокки» и прочих фильмов о бойцах-лузерах, которые, подобно Илье Муромцу, до крайнего возрастного предела не слезают с печки, а потом слезают и уверенно идут к победе, тягая мясные туши и бегая по склонам гор. Возможно, конечно, попытка оправдать вторичность ею же, только лучшего тона: вроде отсылок к «Рокко и его братьям», но она не очень убедительная. Если фильм просто едет по рельсам жанра, ничто не спасет его от банальности.
Сюжет вполне трагический: оригинальный, острый и вольный автор, каковым Рассел был и, даст бог, дальше останется, стоит ему попасть под продюсерскую пяту братьев Вайнштейнов, становится заурядным, скучным и не выдающимся ни в чем. Но это, в некотором смысле, и лакмусовая бумажка: раз режиссер не способен на авторское высказывание в условиях заданной жанровой формы, то ему есть о чем задуматься, прежде чем высказываться дальше. Всякий раз, когда Расселл в «Бойце» пытается выдать что-то оригинальное, – выходит глупость. Ну что за мораль такая, что боксеру надо бы оторваться от маминой юбки? На смех чирлидершам. Так что всё честно: и «Золотые глобусы» «Боец» получил за лучшие актерские роли (честные, крепкие, с тенью самоистязания – бедный Бейл даже специально похудел черт-те на сколько), и на «Оскаре» обречен ровно на то же. Как любая антреприза – туфту с Панкратовым-Черным ведь тоже ставят граждане, наверняка когда-то считавшие себя большими бунтарями и новаторами.
Иван Чувиляев
«Фонтанка.ру»
Фото: «Парадиз».
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»