Неделя серьезных морозов привела к тому, что движение судов в Финском заливе практическим парализовано. В петербургском порту пришлось вводить экстренные меры и вызывать подмогу из Мурманска. Оказалось, что о приходе аномальных морозов петербургских моряков не предупредили синоптики.
Причина пробок из сухогрузов и паромов в Финском заливе — неверно составленный прогноз погоды. Синоптики Росгидрометцентра обещали руководству морского порта «Большой порт Санкт-Петербурга» «зиму без аномалий».
«А получилось, что такой суровой зимы как эта, не было уже давно. Несмотря на прошлогодние морозы, ледовая обстановка зимой 2009-2010 была лучше», - рассказал журналистам первый заместитель капитана петербургского морского порта по безопасности мореплавания Михаил Харьюзов.
«Декабрь действительно выбился из-под нашего контроля, - подтвердили «Фонтанке» в петербургском Гидорметцентре. - Именно за этот месяц и произошло нарастание льда. Но сложная ледовая обстановка по большей части зависит и от ветра. А мы настолько подробных данных в долгосрочных прогнозах не делаем».
Но специалисты метеоцентра не единственные, к кому обращались петербургские моряки. Для подстраховки в порту пользуются еще шведскими метеокартами и платной системой прогнозирования. Но все в один голос твердили, что «зима будет нормальной».
В результате «Большому порту» пришлось идти на экстренные меры: вводить ограничение на судоходство, вызывать из Мурманска атомный ледокол «Вайгач», а из рейса на Южный полюс — ледокол «Капитан Драницын». (Последний ожидают в Финском заливе к 8 марта, а «Вайгач» начнет прокладывать дорогу застрявшим сухогрузам уже 26 февраля).
Напомним, что сейчас в заливе работают 12 ледоколов: 2 арктических («Ермак» и «Капитан Сорокин»), 2 балтийских («Москва» и «Санкт-Петербург») и 8 менее мощных - портовых. Несмотря на это на прошлой неделе паромы, направляющиеся из Хельсинки в Петербург, опаздывали примерно на 2 часа. А 22 февраля «Принцесса Мария» и вовсе прибыла в город на 8,5 часов позже, чем планировалось.
Но в порту отмечают, что даже после прихода дополнительных кораблей ситуация изменится незначительно.
«В начале марта в залив придет очередной циклон, - сообщил главный государственный инспектор контроля ледокольных операций администрации «Большого порта» Олег Кудрявцев. - Ледоколов будет больше, но значительного улучшения мы не предвидим. Кромка льда сейчас начинается аж в Балтийском море. А после прихода новых морозов и снегопадов станет еще хуже».
Средняя толщина льда в Финском заливе сейчас составляет более 1 метра. А прочность замерзшей поверхности эксперты приблизительно оценивают как треть от прочности алмаза. По мнению заместителя директора по флоту петербургского филиала ФГУП «Росморпорт», победить такой лед можно, но только если к борьбе привлекут новые суда.
«Самому старому ледоколу сейчас 52 года, - заметил он. - Остальным в среднем по сорок лет. К тому же обслуживание таких кораблей обходится очень дорого: в отличие от современных они «съедают» много топлива».
О потребностях в обновлении флота в порту тоже говорят давно. Решение проблемы, в первую очередь, упирается в деньги: один ледокол необходимой мощности обойдется примерно в 5 миллиардов рублей. А таких кораблей надо минимум 2.
Пока же в порту надеются на потепление и скорый приход весны. «Все хорошо будет только летом», - считает Кудрявцев.
Валерия Петрова, "Фонтанка.ру"