Прокуратура сообщила о первой победе в борьбе против «13-й квитанции»: ООО «Жилкомсервис №2 Фрунзенского района» добровольно отказался взимать половину от суммы в 1400 рублей, начисленных петербурженке за «аномально холодную зиму». Но при этом 700 рублей она должна заплатить. «Фонтанка» решила разобраться, победа это или поражение, и в очередной раз убедилась, что «13-я квитанция» начислялась по совершенно непонятной методике.
Прокуратура Петербурга уже давно ведет войну с так называемой «13-й квитанцией». Еще в декабре, вскоре после того, как горожане узнали о необходимости заплатить за предыдущую «аномально холодную зиму», надзорное ведомство официально заявило, что считает требование незаконным и будет добиваться его отмены.
Поводов для борьбы появилось более чем достаточно: в декабре граждане массово направляли в прокуратуру жалобы на свои управляющие компании, а прокуратура в дальнейшем подавала на коммунальщиков в суд – по данным самого ведомства, с начала года в районные суды было направлено 119 подобных исков. 2 марта на сайте надзорного ведомства появились результаты одного такого дела, которые вызвали совершенно различные оценки.
Суть в следующем. 24 февраля во Фрунзенском районном суде состоялось заседание по иску прокуратуры к ООО «Жилкомсервис №2 Фрунзенского района» с требованием признать незаконной «13-ю квитанцию», полученную некой пенсионеркой С. Сумма, которую она должна заплатить за «аномально холодную зиму», составляет 1431 руб.
Однако при рассмотрении дела выяснилось, что ООО «Жилкомсервис №2 Фрунзенского района» уже произвел обратный перерасчет и снизил сумму претензий до 773 рублей. В связи с этим пенсионерка попросила прекратить дело. С такой же просьбой обратился к судье и представитель надзорного ведомства: свое решение он аргументировал тем, что, во-первых, ответчик добровольно исполнил требования прокурора, а во-вторых, этого хочет сам истец. Суд, принимая во внимание все эти факты, прекратил производство по иску.
Такой исход дела можно трактовать по-разному. С одной стороны, налицо первая победа прокуратуры в борьбе против «13-й квитанции» – ведь жилкомсервис все-таки добровольно произвел обратный перерасчет, причем в пользу обычного жильца. С другой – это очень сомнительная победа: требование заплатить за «аномально холодную зиму» осталось, снижена только сумма.
В самой прокуратуре пояснили, что коммунальщики по непонятным причинам произвели перерасчет платы как за отопление, так и за горячую воду, хотя, как известно, «13-я» квитанция является требованием заплатить только за отопление. После этого, по версии прокуратуры, ООО «Жилкомсервис №2 Фрунзенского района» изъял из суммы в 1431 рубль сумму, выставленную за горячую воду, оставив лишь плату за отопление – те самые 773 рубля.
За разъяснениями «Фонтанка» обратилась в ООО «Жилкомсервис №2 Фрунзенского района». Там объяснили, что сейчас юристы компании ежедневно заняты делами по искам, которые подала прокуратура, но при этом, по версии жилкомсервиса, ни о какой победе речи идти не может: корректировка платы за отопление, которую должна была внести пенсионерка С., была произведена задолго до иска, поданного прокуратурой. Более того: плата за отопление была вписана в общую сумму корректировки не по злому умыслу жилкомсервиса, а по ошибке ГУП «Вычислительный центр коллективного пользования «Жилищное хозяйство» (ВЦКП).
Как рассказали коммунальщики, в декабре к ним стали поступать жалобы от жителей на «13-ю квитанцию». К тому времени они и сами заметили, что, по непонятным причинам, ВЦКП включил в сумму перерасчета как плату за отопление, так и за горячую воду. «ВЦКП проводил начисление от балды, и непонятно, откуда там взялась горячая вода. Обнаружив это, мы стали вручную производить корректировку корректировки. Но те суммы, которые мы выставляем людям, не превышают 1/12 от общей суммы, которую они заплатили за отопление в течение года», – сказал представитель жилкомсервиса. При этом здесь уверены, что те платежи, которые в итоге должны внести жители, вполне законны, потому что рассчитываются согласно действующим правилам предоставления коммунальных услуг.
Ситуация еще больше запуталась, и «Фонтанка» обратилась уже к третьей стороне этого конфликта – ВЦКП. Здесь пояснили, что после того, как в конце ноября вычислительный центр начал производить корректировку, обнаружилось следующее. В некоторых случаях суммы, которые получались после всех расчетов, оказывались столь большими, что если бы их получили жильцы, то это вызвало бы еще большее возмущение граждан, которое и так было высоким. Поэтому было решено, чтобы люди, живущие по этим адресам, заплатили бы по «13 квитанции» сумму, равную обычному ежемесячному платежу за тепловую энергию – и не более того. А понятие «тепловая энергия» включает в себя как отопление, так и горячую воду – отсюда и та самая строка «горячая вода», о которой говорят представители жилкомсервиса и прокуратуры.
Таким образом, данное дело – это не победа, не поражение прокуратуры в борьбе против «13-й квитанции»: жилкомсервис по-прежнему требует, чтобы пенсионерка заплатила за отопление, полученное в «аномально холодную зиму», причем – что очень важно – считает это требование вполне законным.
Но при этом эта история показывает, что начисления по «13-й квитанции» производились не по Правилам предоставления коммунальных услуг, на которые постоянно ссылаются чиновники и представители коммунальной сферы. Они производились по совершенно непонятным методикам, так что разные цифры корректировки называют даже сторонники законности данной процедуры. А значит, у прокуратуры еще много работы, и настоящие победы еще впереди.
Андрей Захаров,
Фонтанка.ру