Депутат Государственной думы Галина Старовойтова была убита 12 лет назад. В 2005 году городской суд Санкт-Петербурга приговорил организатора преступления Юрия Колчина к 20 годам лишения свободы. За это время журналисты написали сотни статей и выдвинули десятки версий о том, кому было выгодно устранить политика. Сегодня у следователей СКР появилось конкретное имя заказчика.
Как стало известно «Фонтанке», около недели назад осужденный организатор самого громкого преступления 90-х в Петербурге Юрий Колчин заговорил. Напомним, 42-летний Колчин был этапирован в Санкт-Петербург из колонии под Архангельском, где отбывал 20-летнее заключение, еще летом 2009 года. Это было связано в том числе и с арестом в июне этого же года экс-депутата Госдумы от ЛДПР Михаила Глущенко, обвиненного в вымогательстве и попавшего под подозрение в организации убийства на Кипре в марте 2004 года. Тогда за границей был убит его бывший компаньон, экс-депутат Госдумы от ЛДПР Вячеслав Шевченко и еще два россиянина.
Колчин и Глущенко были хорошо знакомы с конца 80-х. Михаил Глущенко, например, находился рядом при задержании Колчина на Некрасовском рынке в Ленинграде в августе 1989 года за игру в наперстки. Глущенко помогал организовывать эту забаву Владимиру Кумарину (тогда Колчин был осужден за сопротивление сотрудникам милиции). А при аресте Колчина в январе 1991 года в Купчино за ношение пистолета ТТ и гранаты РГД-5 Глущенко оказался в его автомашине (Колчин был также осужден за хранение огнестрельного оружия и сопротивление сотрудникам ГУВД); затем они вместе имели отношение к охранному предприятию «Конкорд», учредителями которого, кстати, являлись Василий Владыковский и Алексей Саргин, ныне находящиеся в международном розыске по обвинению в рейдерском захвате кафе «У Казанского» на Невском проспекте, следствие по которому также ведет столичная бригада СКР под руководством Олега Пипченкова.
Именно с именем Михаила Глущенко большинство экспертов и СМИ связывали убийство Галины Старовойтовой, однако ранее неоднократно допрошенный в связи с этим Юрий Колчин отрицал причастность к преступлению своего товарища.
Осенью 2010 года ситуация меняется. Практически все авторитетное окружение осужденного за рейдерские захваты в Санкт-Петербурге Владимира Кумарина (Барсукова) начало сотрудничать со следствием. Так, его ближайшие связи и земляки - Вячеслав Дроков, Андрей Рыбкин, Александр Баскаков, Альберт Старостин в той или иной пропорции сообщили следователям СКР о том, что они все же имеют отношение к таким резонансным преступлениям, как убийство в Москве журналиста Владислава Листьева 16 лет назад, убийство в 1999 году крупного питерского бизнесмена Павла Капыша и ряду менее заметных убийств из разряда внутрикорпоративных конфликтов (убийство Георгия Позднякова в 2000 году и Руслана Коляка в Крыму). По их версии – они «лишь» исполняли волю лидера Кумарина.
По данным «Фонтанки», около недели назад и Юрий Колчин, наконец, поведал следователям о том, кто приказал ему устранить Галину Старовойтову. Он назвал имя своего бывшего руководителя в «тамбовской» преступной вертикали. Им оказался Михаил Глущенко.
С точки зрения общественного мнения, давно подозревавшего в этом Глущенко, никакой интриги не произошло. Тем не менее, впервые государство получило процессуальные документы, прямо указывающие на конкретное лицо как на заказчика.
Сами материалы в отношении неустановленного судом заказчика выделены в отдельное уголовное дело и находятся в производстве следственной службы питерского УФСБ, а долгожданные откровения Колчина легли в тома, касающиеся организации «тамбовского» сообщества и его многочисленных преступлений. Тома в руках бригады СКР, давно базирующейся на Мойке, 86. Эксперты «Фонтанки» уверены, что в ближайшее время передача материалов в УФСБ не произойдет.
Источники «Фонтанки» в СКР сетуют лишь на то, что пока показания Колчина (как, впрочем, и остальных) «…слишком короткие и векторные».
Сам же Глущенко, несмотря на то, что, как писало недавно издание «КоммерсантЪ», уже признает соучастие в нашумевшем покушении на Виктора Гавриленкова в отеле «Невский палас» в 1996 году, не спешит сотрудничать по делу Галины Старовойтовой. Более того, он успел отказаться и от ранее данных показаний, а в последние дни уклоняется от вызовов следователей, ссылаясь на болезнь.
Глущенко всегда был непоследователен. Так как в самом начале следствия он начинал с того, что собственноручно писал многостраничные воспоминания о том, как «тамбовское» преступное сообщество пыталось вымогать у него деньги, а потом неоднократно втемную использовало его доброе имя. При этом забывая ставить подпись. Недавно, как известно, он признал все же, что сам являлся неотъемлемой и важной частью «тамбовских». Теперь вновь взял свои слова обратно.
Теоретически судебные перспективы у Глущенко печальны. Если на основании всех уже имеющихся доказательств следствие передаст в суд дело о «тамбовцах», то Глущенко может быть обвинен в тройном убийстве на Кипре, причастности к убийству Капыша, покушению на Виктора Гавриленкова (тогда погибли три человека) и, конечно, Галины Старовойтовой.
Чтобы избежать пожизненного срока за столько человеческих жизней, Глущенко может в обозримом будущем все же пойти на сделку и указать «пальцем» на Кумарина, как на босса всех боссов.
В таком случае в конце этого или следующем году мы сможем наблюдать за самым масштабным гангстерским процессом в истории буржуазной России, о котором заявлял еще в феврале прошлого года Александр Бастрыкин: «Мы доведем это дело до логического конца, и все члены банды понесут заслуженное наказание».
Евгений Вышенков,
замдиректора АЖУР