«И так тяжело, а стало еще тяжелее», - так мать онкобольной девочки Ольга Кузнецова прокомментировала «Фонтанке» итоги благотворительного концерта «Поверь в мечту» с участием Владимира Путина и зарубежных звезд. Открытое письмо отчаявшейся женщины заставляет волноваться многих — и организовавший акцию фонд, и премьера, и тех, для кого все затевалось. Открывшиеся подробности «благотворительности» едва не парализовали работу 31-й горбольницы — её главврач устал отбиваться от журналистов, которые вопрос «Где деньги?» почему-то адресовали ему.
«И так тяжело, а стало еще тяжелее», - так мать онкобольной девочки Ольга Кузнецова прокомментировала «Фонтанке» итоги благотворительного концерта «Поверь в мечту» с участием Владимира Путина и зарубежных звезд. Открытое письмо отчаявшейся женщины заставляет волноваться многих — и организовавший акцию фонд, и премьера, и тех, для кого все затевалось. Открывшиеся подробности «благотворительности» едва не парализовали работу 31-й горбольницы — её главврач устал отбиваться от журналистов, которые вопрос «Где деньги?» почему-то адресовали ему.
Скандал разгорелся в середине прошлой недели. Мать онкобольной девочки Ольга Кузнецова опубликовала открытое письмо с обвинениями в адрес организатора концерта - фонда "Федерация". По мнению женщины, он "делает деньги на смертельно больных детях". "Все звезды были в шоке, посещая наше отделение. Они были искренни, и я уверена, что их миссия заключалась именно в помощи,— написала она.— С того самого момента прошло почти три месяца. Ни денег, ни помощи, ни самого фонда". Для маленькой Лизы Кузнецовой внимание мировой звезды Шэрон Стоун, подарившей девочке свой амулет, вообще вышло боком. Как утверждает Ольга, теперь ни один фонд не хочет помогать семье, считая, что Лиза «купается» в деньгах меценатов.
Открытое письмо не могло не привлечь внимание журналистов. Еще бы — ведь речь идет о событии, в котором участвовали не только ярчайшие мировые звезды, но и премьер-министр России Владимир Путин, ради благой цели «ставший» певцом. Агенты участников акции, с которыми удалось переговорить репортерам, сообщили, что не в курсе того, производился ли на концерте сбор средств или нет. По крайней мере, так заявили представители Микки Рурка, Шэрон Стоун и Орнеллы Мути. Они, мол, все делали по зову души, а уж как там дальше — это не их дело.
В качестве «агента» премьера Путина выступил его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Он заявил СМИ, что глава правительства в курсе ситуации, что информация, касающаяся сбора и распределения средств, запрошена, и первичные данные «удовлетворяют».
В самом фонде «Федерация», организовавшем концерт и приезд голливудских звезд, утверждают, что денег не собирали: их организация работает по западному принципу - проводит показательные благотворительные акции, а меценаты сами решают, кому конкретно помочь.
Практически то же самое организаторы сообщали в интервью «Фонтанке» в декабре. Когда фурор, произведенный приездом в Петербург звездной армии, улегся, наше издание поинтересовалось — сошлись ли расходы на приглашение звезд, их пребывание в России с доходами от благотворительного вечера. И куда именно пойдут эти «доходы». Тогда и был получен ответ, что главное — не деньги, а внимание. Что из этого получилось — мы спросили у сотрудников больниц, в которые «Федерация» водила заморских гостей «на экскурсии».
Меценатов, по словам главврача 31-й горбольницы Анатолия Рывкина, больше не стало, из официальных лиц в лечебницу пока никто не обращался. Однако утверждать, что «Федерация» внимание к клинике не привлекла, тоже нельзя — с четверга руководство 31-й наравне с коллегами из 1-й детской больницы отбивается от журналистов (всего около 20-30 звонков в день), некоторые из которых требуют сказать, «где остальные деньги».
«Если бы наша больница получила хоть одну копейку, то я, как главврач, должен был бы заполнить полторы тысячи разных бумажек! - уставшим голосом объясняется Рывкин. - Как только что-то поступит, я вам сразу сообщу».
Ему, кстати, о «Федерации» практически ничего неизвестно. «У меня даже их контактов нет. Поймите, тогда все делалось буквально с колес. Я общался с теми людьми, которые организовывали визит звезд, они мне звонили и говорили, что артисты будут через два часа и т. д. О нуждах больницы мы с ними не говорили, - вспоминает он. - Я не знаю, собирались деньги или нет».
Сказанное Рывкиным тем более удивительно, учитывая его богатый опыт общения с зарекомендовавшими себя фондами - такими, как «Адвита» и «Подари жизнь». «В этих организациях собраны удивительные, глубоко порядочные люди, они душой болеют за детей, - с воодушевлением говорит он. - Они даже копейку не способны унести на какие-то неблаговидные дела».
«Что касается «Федерации»... Такие мероприятия, тем более с участием премьера, должны быть финансово прозрачными. Если фонд существует, он должен быть открыт для всех», - крайне немногословно прокомментировал ситуацию Рывкин.
Не скрывают своего раздражения возникшей шумихой в детской горбольнице №1 (им, судя по всему, «привлечение внимания» тоже не по душе). Хотя там с готовностью сообщают о подаренном дыхательном аппарате и 17 дозаторах, общая стоимость которых 2 млн рублей. «Насколько мне известно, все это приобреталось за счет фонда «Федерация». Жерар Депардье в данной ситуации выступил в роли свадебного генерала», - рассказал «Фонтанке» заместитель главного врача медучреждения Павел Коренев.
Он поблагодарил наше издание за то, что мы не спросили его, где остальные деньги. «А то звонят тут... Кто организатор концерта, я не знаю. Поймите, мы просто получатели!» - с нетерпением заявил доктор.
О правилах хорошего тона при организации благотворительных мероприятий напоминает актриса, соучредитель фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматова — вся информация о собранных средствах должна публиковаться на официальном сайте. «Это фундаментальная, основополагающая система. Связь должна быть обратной! - подчеркивает она. - Мы, например, после благотворительного концерта «Маленький принц» (проходил в Михайловском театре 29 мая. — Прим. ред.) всю информацию о собранных средствах обнародовали».
Ситуация с «Федерацией» ее, с одной стороны, радует — «чтобы другим неповадно было», с другой, расстраивает, так как бьет по остальным фондам.
Не исключено, кстати, что появление Владимира Путина на благотворительных вечерах может стать плохой традицией — например, присутствие премьера на концерте «Маленький принц» значительно снизило показатели сборов (многие телезрители посчитали, что дети, участвовавшие в мероприятии, в помощи не нуждаются — есть Путин, а значит, все «в шоколаде»).
Примерно та же история приключилась и с Лизой Кузнецовой. «Фонд «Здоровье и будущее детей», наш фонд, который помогает нам уже три года, обоснованно спрашивает меня, а нужна ли его помощь? - рассказывает ее мать Ольга. - Мне звонят постоянные спонсоры фонда с вопросом, почему они должны давать деньги на Лизу, ведь она теперь звезда, после такого в золоте должна купаться".
Автор скандального письма, несмотря на то, что такого резонанса, по собственному признанию, не ожидала, о сделанном ничуть не жалеет. «А чего жалеть-то? И так тяжело, а стало еще тяжелее. Люди думают, что на нас деньги рекой льются», - говорит она.
Женщина не скрывает, что боится, но признается — выдохлась. От официальных лиц ей звонков, кстати, не поступает.
Отдельного внимания заслуживает глава фонда «Федерация» Владимир Киселев — человек во всех отношениях интересный. Владимир Владимирович известен как в Петербурге, так и в Москве. Правда, известность эта разного рода. В начале 90-х Владимир Киселев задерживался следователем Гусаровым по громкому делу Александра Малышева (один из криминальных авторитетов в Петербурге, ныне находящийся под следствием в Испании), в связи с тем, что у следствия возникли вопросы к Киселеву по поводу крупной партии видеомагнитофонов «Акай», а также потому, что Малышев был оформлен в фирме Киселева разнорабочим. Но вскоре Владимира Владимировича отпустили. Широкой публике он более известен как художественный руководитель ВИА «Земляне». Перебравшись в Москву, Киселев, как писали СМИ, свел знакомство с Иосифом Кобзоном, а через него якобы и с Лужковым. Как бы то ни было, в 2000 году именно ему доверили возглавить ГУП «Кремль», который сначала устроил каток на Красной площади, а затем привез на главную площадь Москвы Пласидо Доминго. Правой рукой Киселева в ГУПе, по данным СМИ того времени, стал хороший знакомый Путина. Именно с этого времени, как говорят, и пошел отсчет взаимоотношений двух тезок.
Разговор с ним у «Фонтанки» вышел специфический — его не читать, а слушать нужно. Отметим лишь, что Киселев пообещал подать на наше издание в суд, дав таким образом возможность своим юристам заработать на хлеб.
Примечательно, что «Фонтанка» еще в декабре обращала внимание на то, что за кадром сюжетов с поющим премьером и голливудскими звездами осталось самое важное — сколько собрано средств и кто реальный организатор шоу. Тогда же наше издание, пытаясь установить фактических благотворителей, наткнулось на распространенную схему организации бизнеса — «матрешка». Фонд организовал центр, центр — некоммерческое партнерство (НП) «Монастырский, Зюба, Семенов и партнеры», НП — другое НП — Республиканский центр развития предпринимательства и ООО «Кирсан» и так далее. В последнем звене в качестве одного из соучредителей выступает член генсовета «Единой России» Андрей Хазин. Однако тогда на эту весьма странную ситуацию никто внимания не обратил.
Александра Гармажапова,
Фонтанка.ру