Все автобусы городских перевозчиков, обслуживающие социальные маршруты, в течение 2-х месяцев будут оборудованы бортовыми компьютерами на основе системы ГЛОНАСС. Это 863 единицы транспорта. После этого комитет по транспорту сможет на полную мощность запустить центр контроля за пассажирскими перевозками и автоматизировать систему с отказом от многочисленных диспетчеров. Об этом было заявлено 23 марта на совещании с участием губернатора Петербурга.
Как сообщили чиновники, за последние три года комитет уже оснастил бортовыми компьютерами 2239 автобусов, троллейбусов и трамваев городских предприятий. Стоимость одной установки составляет 52 тысячи рублей. Для частных перевозчиков город установки также уже закупил, но внедрять и обслуживать их они будут сами.
Автоматизированный учет позволяет не вслепую выделять субсидии, компенсирующие перевозчикам затраты, а четко их рассчитывать. Так, за 3 года город уже выплатил на 358 миллионов рублей меньше запланированного. Экономия в 2010 году составила 200 миллионов.
Не только диспетчеры, но и простые петербуржцы смогут следить в Интернете за тем, как передвигается общественный транспорт. В 2011-12 годах будет внедрена система смс-информирования о времени прибытия нужного маршрута на остановках и будут установлены электронные информационные табло.
Как отметила сегодня на совещании губернатор Петербурга, не все из 5 тысяч 650 информационных знаков об остановках транспорта в хорошем состоянии. Она наказала подчиненным провести ревизию.
В диспетчерском пункте губернатору показали как можно связаться с водителем транспорта, отстающего от графика. Однако она тут же задалась вопросом — что следует за удовлетворением любопытства диспетчера о причине задержки? Выяснилось, что исправить ситуацию, складывающуюся из-за пробок и ремонтных работ, диспетчеры вряд ли смогут, но зато смогут скорректировать график.
Как сообщил глава комитета по транспорту Станислав Попов, оснащение полноценного диспетчерского центра обойдется в 150 миллионов рублей. При этом количество диспетчеров в городе будет сокращено вдвое.
Вице-губернатор Юрий Молчанов заверил, что у проекта высокая окупаемость и возврат вложенных средств будет осуществлен в течение 2-3 лет. Валентина Матвиенко похвалила Попова, отметив, что новый глава комитета по транспорту не только молодой и энергичный менеджер, но и «яйцеголовый», что, видимо, было комплиментом.
Напомним, что оснащение городских автобусов и маршруток системой навигации ГЛОНАСС было одним из условий конкурса на осуществление транспортных перевозок в Петербурге на ближайшие 5 лет. При проведении конкурса в комитете по транспорту сообщали, что передатчики будут закупаться за госсчет, а вот ответственность за их сохранность и эксплуатацию ляжет на плечи перевозчиков.
Примечательно, что далеко не все игроки рынка обновили свой автопарк под стать новым технологиям. На это у них еще есть время до конца года.
Активно устанавливать приемники ГЛОНАСС на городские автобусы, трамваи и троллейбусы начали в Петербурге летом прошлого года. Затраты на оборудование одного «борта» составляют в 50-60 тысяч рублей. Также навигаторы российской спутниковой системы установили на часть уборочной техники.
Справка:
Глобальную навигационную спутниковую систему (ГЛОНАСС) начали строить еще в 1982 году по заказу Министерства обороны СССР. Из-за реформ конца 80-х и дефицита финансирования в 90-х годах прошлого века запуск спутников был приостановлен, а три четверти из ранее выведенных на орбиту вышли из строя. Полное развертывание спутниковой группировки планируется завершить к концу 2011 года. Пока же ГЛОНАСС обеспечивает куда меньшую точность определения координат, нежели американская система GPS.
За период с 2008 по 2011 год транспортные средства поэтапно оснащаются комплектами бортового оборудования на базе технологий ГЛОНАСС. В 2008 году – 150 единиц, в 2009 – 600 единиц, в 2010 - оставшийся подвижной состав ГУП «Пассажиравтотранс» и ГУП "Горэлектротранс" (2239 единиц), в 1 полугодии 2011 года планируется ввести в эксплуатацию 863 комплекта бортового оборудования для коммерческих перевозчиков, осуществляющих перевозки по регулируемому тарифу.
В 2010 году создан и введен в эксплуатацию Центр управления городским пассажирским транспортом. За счет средств бюджета Санкт-Петербурга разработана и зарегистрирована в установленном порядке в Реестре информационных систем Санкт-Петербурга "Система комплексной автоматизации транспорта" (ИС СКАТ).
Александра Медведева, «Фонтанка.ру»