Для того, чтобы стать депутатом Законодательного собрания Петербурга, нужно иметь минимум 30 миллионов рублей. Речь не идет о попадании в список партии. В такую сумму обойдется только «работа на округе». Перед грядущими выборами «Фонтанка» опросила специалистов в выборных технологиях, которые рассказали - для опытных действующих депутатов сумма затрат может быть меньше. Но для новичков расходы могут увеличиваться до 100 процентов. В любом случае, как говорят знающие люди, в процесс выборов, которые должны состояться 4 декабря, без миллиона долларов лучше не соваться.
На вопросы «Фонтанки» о том, сколько может стоить избирательная кампания, представители и пиар-специалисты разных партий называли суммы от нескольких сотен тысяч долларов до нескольких миллионов. Выборы ЗС в этом году должны пройти по схеме 25+25. То есть, половина депутатов будет избираться по спискам партий, а другая половина – по одномандатным округам. Что касается списков партий, то как говорят политтехнологи, теоретически, попасть в список можно и за деньги. Только включат в первую очередь все равно тех, кто может принести партии голоса. Никому не известные «кошельки» среди кандидатов в депутаты – скорее исключение из правил. Партии рассчитывают на дивиденды в течение следующей пятилетки с помощью избранных депутатов, а не на «разовые сборы» от желающих получить мандаты. При этом участникам списков все равно придется вести агитацию, ведь попадание в список – не гарантия депутатского кресла даже для партии власти.
А вот на выборах по округу точно не обойтись без изрядных затрат. Так, например, представитель «партии власти», действующий депутат, сообщил, что новому кандидату, чтобы реально провернуть кампанию по одномандатному округу, нужно иметь не менее 2 миллионов долларов – это еще без учета того, что к грядущим выборам округа будут увеличиваться в два раза по сравнению с предшествующими кампаниями.
«Но это если совсем с нуля. У меня таких денег нет, поэтому мне придется апеллировать к своему авторитету. Но для новичка кампания может оказаться и дороже, ведь сегодня конкуренты уже не стесняются и опускаются ниже плинтуса. Так что, пришло время вспомнить по-своему благородного Юрия Рыдника. Он, по крайней мере, занимался своей раскруткой, а не грязными технологиями».
Представители другой партии предложили посчитать количество избирателей на округе и умножить на 20-30 долларов. Мол, в такую сумму нужно вписываться, рассчитывая на каждого потенциального избирателя и агитацию, и подарки, и даже прямую покупку голосов: «Если раньше за 100 рублей можно было «купить» самый дешевый голос, то сегодня меньше чем за 500 никто даже не задумается из дома выходить. А по-хорошему, чтобы перебить конкурентов, нужна тысяча рублей. Так, если сегодня в округе живет 75 тысяч избирателей, то в увеличенном будет, наверное, 140-150 тысяч. Треть из них, скорее всего, пойдет голосовать - это 50 тысяч человек. Из них нужно переманить на свою сторону не менее трети, а лучше половину. По 1000 рублей на каждого уже получается порядка 20-25 миллионов рублей – почти 1 миллион долларов. Если затрачиваться серьезно, то «покупать» нужно всех потенциальных избирателей, которые пойдут голосовать – это 50 миллионов рублей или почти 2 миллиона долларов. И если эти деньги не впрямую давать, а вкладывать в раскрутку кандидата, то такая сумма - все равно минимум получается», - рассказал один из пиар-специалистов. Однако, если денег немного и распыляться не хочется, а также если ведется работа с опытным кандидатом, то простая, «обычная» кампания может обойтись в 600 тысяч долларов.
В третьей партии, где деньги привыкли экономить, на вопросы «Фонтанки», сделав большие глаза, ответили пугающе тихим голосом: «Ну, минимум 300 тысяч долларов нужно... без 10 миллионов рублей просто на округе делать нечего».
Чтобы понять, от чего зависит предвыборная смета, «Фонтанка» запросила «черновики». Правда, выяснилось, что на сегодняшний день пиарщики лишь поверхностно прикинули предполагаемые расходы. Но и этого оказалось достаточно, чтобы получить представление о том «сколько стоит стать депутатом».
Смета№1
Разбита на два периода – подготовительный, начиная с августа по октябрь и окончательный – ноябрь.
Подготовительный период
Одна из главных статей расходов это печатная продукция и ТВ показы:
-выпуск тематической газеты с периодикой 2 раза в месяц 3 месяца – 750 тысяч рублей;
-плакаты, наклейки, иная сувенирная продукция - 180 тысяч рублей.
-оплатить передачи по ТВ, пусть даже кабельному, будет стоить не менее 50 тысяч рублей за сеанс и выступить нужно как минимум 1 раз в месяц – это 150 тысяч рублей.
Другая статья расходов касается «работы с людьми и на улице»:
- Пиар-акции стоят по 40 тысяч рублей каждая. Чем больше их удастся провести за 3 месяца, тем лучше. Если организовывать их два раза в неделю, то за три месяца это будет стоить 240 тысяч рублей.
- Встречи с избирателями, ветеранскими организациями, различными активными сообществами тоже не бесплатны (и стоят в два раза дороже протестных пикетов) – по 50 тысяч рублей. 8 встреч обойдется в 400 тысяч.
- Проведение протестных пикетов с нормальным количеством протестующих стоит по 25 тысяч рублей. «Пикетирование» раз в две недели обойдется в 150 тысяч рублей.
Кроме этого нужно содержать предвыборный штаб. Просто аренда помещения будет стоить в месяц около 30 тысяч рублей.
Посадить туда человека, не отвечающего за кампанию, но хотя бы оформляющего бумажки, будет стоить не менее 20 тысяч рублей в месяц. Итого на штаб выделяется 150 тысяч.
Скромные расходы этой партии немного расширяются на второй период предвыборной кампании.
Окончательный период
За месяц до выборов нужно серьезно поработать. Содержание штаба увеличивается до 130 тысяч рублей, зарплата ответственных за пикеты и агитацию уже потребуют расходов в 100 тысяч рублей, агитматериалы изготавливаются на 500 тысяч рублей. Столько же потребуется потратить на расклейку. Нужно нанять двух водителей с машинами и платить им не менее 80 тысяч рублей каждому. Протестные акции будут проводиться чаще и масштабнее – на 750 тысяч рублей. Реклама на щитах и встречи с избирателями обойдутся еще в полмиллиона. Еще тысяч 200 надо будет заплатить наблюдателям и иметь в запасе тысяч 300 на неотложные нужды. Итого, самая скромная смета без широкомасшабной рекламы в городских СМИ, без подарков избирателям и без зарплаты главным пиар-специалистам составляет уже 5 миллионов рублей.
Однако понятно, что в эту сумму не включаются ни пиар-специалисты, ни политтехнологи, ни агитаторы, ни разносчики печатной продукции, ни представительские расходы, ни «заказ» публикаций в общегородских СМИ, ни присущий каждой кампании «черный пиар», а все это стоит десятки и сотни тысяч рублей. Как отметил специалист этой партии: «Я посчитал, что только на зарплаты может уйти 6 миллионов рублей помимо технических затрат».
Смета №2
Но есть в распоряжении «Фонтанки» и другая смета. Она рассчитана не на работу из одного головного штаба, а на охват всей территории округа. Стоимость ее как раз составляет почти 1 миллион долларов.
Принцип основан на том, что территория делится на равные участки с численностью не более 10 тысяч жителей, которые курирует отдельный местный штаб. Кампания рассчитана на полгода работы. За это время кандидат несет следующие расходы:
Администрация
- руководитель штаба получает в месяц по $15 000, столько же руководитель PR службы,
- на СМИ, включая ТВ, тратится всего $50 000,
- юристы получают по 5 тысяч долларов, руководитель юристов - 6,
- контроль за кампанией обходится в $25 000.
Техническое оснащение
На каждый маленький штаб (их может быть от 10 до 20, расчет сделан на 19)
- выделяется легковой автомобиль (по $600),
- оплачивается связь (по $50),
- канцелярия и представительские расходы (по $200).
Кроме этого
- заказывается микроавтобус,
- несколько машин для центрального штаба,
- оплачивается аренда помещений и складов.
Итого только на обеспечение штабов выделяется на выборный период $130 000.
Контроль за ходом кампании осуществляют 3 бригадира и 15 полевиков – по 5 на каждого бригадира. Одним платится по 1000 долларов в месяц, другим по 200. Итого на эту часть кампании выделяется $28 500.
А вот работа на местах гораздо объемней. На каждой территории есть начальники штабов, их заместители, бригадиры и агитаторы – по 24 человека на каждом участке. На них выделяется бюджет в $257 300 (это при том, что их зарплаты составляют от 500 до 100 долларов, а работа длится не полгода , а 3,5-4 месяца).
Полиграфия и пр.
Газеты, календарики, листовки, плакаты, магниты на холодильник, сувениры, конверты с символикой, брошюры и пр. печатаются и производятся тиражами в десятки тысяч (от 15 до 70 тысяч экземпляров по разным позициям). И их печать и распространение обходится в $175 000.
Пункт Х
Кроме этого, в смете есть не всем понятная статья «спецпроекты». Однако именно их запуск обеспечивает кампании тот неповторимый колорит, за который очень часто ругают выборы. Итак, «спецпроекты» запускаются несколько раз (от 1 до 5) и стоимость каждого этапа составляет (включая изготовление и развозку) более 21 тысячи долларов. Полный комплект обойдется в $106 000.
Итого, по примерной подробной смете, стоимость кампании может обойтись в 904 тысячи долларов.
То есть, если в кармане кандидата будет 2 миллиона, ему должно хватить еще и на покупку конкурентов – чтобы ушли совсем из предвыборного листа и никогда в нем не появлялись.
Для того, чтобы партии провести, например, 25 депутатов в городской парламент по такой серьезной смете, фактически нужно запастись портфелем от 750 000 000 до 1 000 000 000 рублей. 13 парламентских кресел обойдутся в сумму от 390 000 000 до 500 000 000 рублей.
Стоит отметить один парадокс. По прошлым кампаниям оказалось, что, например, таким партиям как КПРФ и ЛДПР голоса избирателей даются при минимальных затратах. КПРФ вообще считается самой экономной партией, а ее кампании считаются самыми дешевыми.
А серьезные затраты несут обычно конкурирующие эсеры и единороссы. Одни тратят силы на доказывание, что «партия власти» все делает для граждан. Другие напирают на тех, у кого изжога от этих слов и убеждают избирателей в том, что «партия власти» уже давно ни для кого ничего не делает.
Другой вопрос, которым задался один из опрошенных «Фонтанкой», как потом окупаются вложенные средства. Если раньше депутатам неофициально платили за то, что они состоят в той или иной фракции, и из нее не выходят, или за то, что они голосуют за те или иные законопроекты, то сегодня эти статьи расходов сошли на нет: переход из фракции во фракцию грозит потерей мандата. А то, как голосовать, давно решается консолидировано лидерами фракций и руководством ЗакСа. Существуют лишь отдельные вопросы с лоббированием интересов, но спонсорами при решении таких вопросов выступают сторонние организации.
Есть еще «депутатская поправка», которая на самом деле официально не существует, но по которой парламентариям позволяется распределять 2 процента бюджета. Например, у топовых депутатов в прошлом году это примерно 100 миллионов рублей. Но не может же депутат просто взять и забрать эти деньги. Он может их направлять только на нужды жителей района. Говорят, что с этих денег в лучшем случае «возвращается» процентов 20. Таким образом, если не будет «специальной работы с документами» в процессе депутатской деятельности, то сумма, вложенная в процессе выборов в размере 2 миллионов долларов окупится только в течение двух-четырех лет депутатства из пяти отведенных.
Александра Медведева,
«Фонтанка.ру»