Сейчас

+1˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+1˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -1

1 м/с, южн

738мм

82%

Подробнее

Пробки

1/10

Металлоискатель в каждый дом

1177
ПоделитьсяПоделиться

Государство, похоже, хочет сделать крепостями каждый дом и каждый магазин – как заявил депутат Госдумы Владимир Васильев, в ближайшее время и физических, и юридических лиц могут сделать ответственными за антитеррористическую безопасность своей собственности. Пока же этого не произошло, депутат в компании спикера ЗакСа Вадима Тюльпанова и замминистра транспорта Виктора Олерского побывал в морском порту и на станции метро «Ладожская», чтобы проверить, стали ли они защищеннее или нет.

В последнее время выражение «транспортная безопасность» в среде чиновников стало таким же модным, как и красивые иностранные слова «инновация» и «модернизация». Модно стало также проверять вокзалы, аэропорты и станции метро на предмет соответствия нормам этой самой безопасности. Причем иногда уже даже непонятно, когда это происходит в силу реальной необходимости, а когда – просто потому, что так делают все.

Сегодня, следуя примеру президента Дмитрия Медведева, который еще в январе неожиданно для всех спустился на станцию метро «Охотный ряд» в Москве, объекты транспортной инфраструктуры отправились проверять сразу несколько высокопоставленных персон: спикер Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов, заместитель министра транспорта Виктор Олерский и председатель комитета по безопасности Государственной думы Владимир Васильев. Сама поездка прошла в рамках конференции «Санкт-Петербург – морская столица России. Безопасность на транспорте».

Программа проверки, скорее, напоминала экскурсию, хотя и со специфической тематикой. Так как конференция проходила в гостинице «Прибалтийская», то первым пунктом экскурсии стал расположенный рядом морской пассажирский порт «Морской фасад». Правда, скорости, с которой делегация высокопоставленных инспекторов пробежала через все пункты досмотра, позавидовал бы любой пассажир.

Быстро миновав зону таможенного контроля, они вышли к пункту досмотра вещей. Девушки, стоявшие у металлоискателя, явно были готовы просканировать личные вещи замминистра транспорта или спикера ЗакСа, но те даже не взглянули на них. Хотя, возможно, их вещи стали бы первыми, которые прошли бы по ленте металлоискателя: судя по почти заводской новизне оборудования, его поставили совсем недавно.

Дальше вице-президент ООО УК «Морской фасад» Серик Жусупов, который вел эту экскурсию, повел их в зону пограничного контроля. Телеоператорам здесь снимать запретили, видимо, из соображений все той же модной безопасности, а высоких гостей провели через пограничную зону. Имитировать проверку паспортов никто не стал, хотя, по мнению корреспондента «Фонтанки», это был бы инновационный способ анализа работы пограничников. «Имя?» - спросила бы девушка. «Тюльпанов Вадим Альбертович», - ответил бы спикер петербургского парламента. «Цель поездки?» - «Проверка вашей работы».

Побывав «за границей» минуты три, проверяющие вернулись обратно. Правда, судя по всему, они больше обращали внимание не на антитеррористическую защищенность, а вообще на сам «Морской фасад» и концепцию. Хотя, как рассказал корреспонденту «Фонтанки» Владимир Васильев, здесь, по его мнению, еще есть и нерешенные проблемы безопасности. «В пиковые дни сюда прибывают до 10 тысяч туристов. Это очень много, еще нужно думать, как обеспечить безопасность в такие периоды», - отметил он.

Из «Морского фасада» гости через весь город проследовали на станцию «Ладожская», где уже несколько месяцев тестируется специальное антитеррористическое оборудование. Видимо, для реальности картины гостей провезли к «Ладожской» через грязный двор возле метро. А затем они пошли к вестибюлю через площадь перед станцией. Люди, пившие пиво возле многочисленных ларьков, непонимающими взглядами провожали эту делегацию. «Что случилось?» - спросил уже в метро журналистов какой-то молодой человек. «Тюльпанов приехал!» - максимально доходчиво ответил ему корреспондент «Фонтанки». «А-а-а!» - ответил тот и, почему-то потеряв всякий интерес, пошел по своим делам.

Но на этом эксперимент «Проверено на себе» не закончился. Начальник метрополитена Владимир Гарюгин предложил гостям пройти через рамки металлоискателя, стоявшего недалеко от турникета. Ни у Вадима Тюльпанова, ни у Виктора Олерского, ни у Владимира Васильева запрещенных предметов с собой не было, так что характерного писка так и не раздалось.

Помимо металлоискателя, на «Ладожской» в турникеты вмонтирован сканер для обнаружения радиоактивных предметов, а также отдельные камеры, которые позволяют детально посмотреть, кто именно проходил через данный турникет. Кроме того, в углу наземного вестибюля стоит контейнер для взрывчатых веществ: если возникает подозрение, что в сумке находится бомба, то там ее можно изолировать. Правда, как рассказал корреспонденту «Фонтанки» сотрудник службы безопасности метро, взять у человека сумку и положить в этот контейнер могут только сотрудники правоохранительных органов.

Кстати, как рассказал на конференции вице-губернатор Валерий Тихонов, оборудование, подобное тому, которое установлено на «Ладожской», в будущем появится и на других станциях. Однако в метрополитене, как уже писала «Фонтанка», пока активно занимаются установкой металлоискателей; вопрос о закупке другого оборудования, по данным «Фонтанки», пока только рассматривается, и если оно и появится, то в первую очередь на узловых станциях.

После метро гости должны были поехать инспектировать еще и аэропорт Пулково. Но сотрудники петербургских воздушных ворот так их и не дождались. Хотя это будет временная передышка: как рассказал заместитель министра транспорта Виктор Олерский, уже принято решение, что крупные аэровокзалы и морские порты будут оплачивать обеспечение мер безопасности за свой счет: федеральный бюджет готов выделить средства на эти цели только небольшим терминалам. Это значит, что в будущем в портовые сборы, которые сейчас платят авиакомпании и судовладельцы, будет добавлен и сбор за безопасность. По словам Виктора Олерского, он может составить порядка 1-3%.

Не дадут свободно вздохнуть и предпринимателям, и даже простым гражданам. Как рассказал на конференции Владимир Васильев, в ближайшее время Госдума рассмотрит поправки к законам «О противодействии терроризму» и «О транспортной безопасности», согласно которым как физические, так и юридические лица будут нести ответственность за обеспечение антитеррористической безопасности своей собственности. Детали поправок, по его словам, пока не разработаны, однако уже сейчас понятно, что в будущем на предмет антитеррористической защищенности будут инспектировать практически каждый объект, будь то жилой дом, гипермаркет или обычный магазин. И в следующий раз по дороге на станцию «Ладожская» инспекторы заодно заглянут и в ларек, потому что и он должен быть крепостью.

От усиления мер безопасности и от повсеместного внедрения металлоискателей  сами железнодорожники уже страдают. Как рассказал на конференции начальник службы безопасности дирекции железнодорожных вокзалов «РЖД» Михаил Агафонов, если на вокзалах, по примеру аэропортов, будет введен сплошной досмотр пассажиров, то нужно будет, опять же по примеру аэровокзалов, организовывать так называемую «стерильную зону». «А "стерильная зона" для "Сапсана" – это около 1 кв. км. Откуда мы возьмем такие площади?» - заметил он.

По его словам, на вокзалах Северо-Запада уже установлено 37 рамок металлоискателей, а на Московском вокзале уже действует пункт, оборудованный антитеррористической техникой по максимуму. Правда, он признался, что до сих пор не разработаны правила и нормы, по которым нужно проводить досмотр: так, например, сотрудники вокзала таких полномочий не имеют.

При этом, как отмечают железнодорожники, пассажиры оценивают все эти нововведения негативно. «Нельзя наступать на здравый смысл. На Московском вокзале стоит сплошной мат – там уже очень большие неудобства. И это только сейчас. А что будет в летний период, когда пассажиропоток вырастает в 1,5 раза?» - заметил начальник руководства Северо-Западной дирекции железнодорожных вокзалов Владислав Покровов. И, по его словам, платить за усиление мер безопасности придется пассажирам. «Да, на вокзалах стоит мат. Но ведь пассажиры еще не знают, что есть распоряжение президента Дмитрия Медведева о том, что за меры безопасности придется платить пассажирам через повышение цен на билеты», - заметил он.

Точно такие же проблемы, по признанию заместителя начальника ГУП «Петербургский метрополитен» Евгения Козина, испытывает и метрополитен. Он заметил, что не на всех станциях есть возможность установить рамки металлодетектора. Более того: не на всех станциях можно проводить выборочный контроль пассажиров. «Например, через «Пионерскую» в день проходит 100 тысяч пассажиров, - рассказал он, показывая фотографию утренней давки в наземном вестибюле этой станции. - В проектах рекомендаций по контролю есть разные цифры, какой процент людей нужно прогонять через рамки: и 5%, и 15%, и 25%. Но ведь даже 5% от 100 тысяч – это 5 тысяч человек, что абсолютно нереально». Именно поэтому, по его мнению, акцент нужно сделать не на контроле, а на профилактике и предупреждении терроризма.

А это, естественно, не прерогатива несчастных железнодорожников или предпринимателей – это уже вопрос к правоохранительным органам.

Андрей Захаров,
Фонтанка.ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close