Письмо ветерана войны Бараку Обаме с просьбой позволить ему переехать в США, о котором накануне рассказала «Фонтанка», буквально взорвало общественность. Как будто фронтовик отправил не лист бумаги, а, как на войне, метнул гранату – только на этот раз начиненную не порохом, а отчаянием. Читатели предлагают ветерану помощь, журналисты иностранных агентств хотят связаться с автором письма, а петербургские чиновники лично разбираются в ситуации и обещают ему помочь.
Письмо ветерана войны Антона Караванца, отчаявшегося получить от российских властей квартиру и попросившего президента США дать ему американское гражданство, резко отличается от общего информационного потока, который обычно звучит в День Победы. Возможно, именно поэтому оно буквально взорвало как Петербург, так и всю Россию.
С момента публикации статьи об этом письме на «Фонтанке» прошло менее суток, а под ней уже более 400 комментариев: такое случается только тогда, когда тема материала действительно актуальна и трогает людей за живое. И 400 комментариев – это, очевидно, далеко не предел.
Весь день в редакцию «Фонтанки» поступают звонки от коллег, в том числе от журналистов иностранных информационных агентств, с просьбой предоставить копию письма или дать контакты Антона Караванца. Звонят и читатели: они спрашивают, чем они могут помочь ветерану, и спрашивают номер счета, на который можно перевести деньги.
Историю петербургского ветерана описал в своем дневнике известный блогер-тысячник Рустем Адагамов (никнейм – Drugoi). «Надеюсь, Барак Обама примет участие в судьбе ветерана», – пишет он в заключении к своему посту.
Отреагировали на это письмо и петербургские чиновники. Глава жилищного комитета Юрий Осипов лично разобрался в истории вопроса и поделился итогами этих исследований с «Фонтанкой». По его словам, до декабря 2009 года Антон Караванец проживал вместе с сыном в поселке Дятлово под Выборгом в трехкомнатной квартире общей площадью 74 кв.м. «На учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, он не состоял, так как на него приходилось больше, нежели определенные законом 9 кв.м», – отметил глава жилищного комитета.
В декабре 2009 года Антон Караванец продал свою квартиру и переехал в Петербург, где поселился в качестве «поднанимателя» в однокомнатной квартире площадью 25,9 кв.м., расположенной в Адмиралтейском районе. В июле 2010 года сменился собственник данной квартиры, и с этого времени ветеран имеет регистрацию в качестве неопределенного лица. Фронтовик обратился в районную администрацию с заявлением об улучшении жилищных условий, однако там ему было отказано. Как отмечает Юрий Осипов, это было сделано на основании того, что в 2009 году, продав свою квартиру, Антон Караванец ухудшил жилищные условия, а согласно статье 53 Жилищного кодекса, в таком случае он может быть поставлен на учет только спустя 5 лет с момента ухудшения жилищных условий.
Кроме того, по словам Юрия Осипова, Антону Караванцу не может быть предоставлено жилье как ветерану войны, так как он прожил в Петербурге менее 10 лет (так называемый «ценз оседлости»). При этом глава жилищного комитета отмечает, что такой ценз действует только в двух городах страны – Москве и Петербурге. «Всего в нашем городе квартиры были предоставлены 5940 ветеранам войны. В 2011 к нам обратились 167 ветеранов и 139 уже получили квартиры, хотя прошло лишь 5 месяцев с начала года. По остальным сейчас оформляются документы», – говорит он.
Глава жилищного комитета также отмечает, что пока непонятно, почему ветеран продал трехкомнатную квартиру в Ленинградской области, не было ли это вызвано какими-то сложными обстоятельствами, и что сейчас он лично разбирается в этой ситуации. Он говорит, что ветеран может получить жилье в доме системы социального назначения. «Это не дом престарелых, а обычный многоквартирный дом. Там ветеран может жить либо в однокомнатной квартире, либо в двухкомнатной с другим ветераном. Для получения такого жилья Антону Караванцу нужно обратиться в жилищный отдел районной администрации», – сказал Юрий Осипов. Примерно такой же объем помощи готов оказать петербуржцу и комитет по социальной политике. Его глава Александр Ржаненков уже связался с сыном фронтовика и намерен посетить его отца в госпитале. «Без помощи Антон Караванец не останется», - заверяют в комитете.
В общем, Барак Обама может не беспокоиться...
Андрей Захаров,
"Фонтанка.ру"