К 9,5 и 3 годам колонии строгого режима соответственно приговорены двое безработных за разбойное нападение на известного петербургского реставратора Александра Журавлева, в результате которого тот умер от полученных травм. Фактически автор новой Янтарной комнаты погиб из-за 140 тысяч рублей и пакета с продуктами.
Процессуальная оценка действий преступников оказалась не одинаковой: Василий Лядов осужден за "разбой с применением насилия" и за "нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего", а Виталий Беленков только за "грабеж с применением насилия". Отсюда и разные сроки наказания: 9,5 - первому и 3 года колонии второму. Это связано с тем, что изначально они хотели просто ограбить мужчину пенсионного возраста, а к столь трагичным последствиям преступление привело из-за эксцесса исполнителя.
Красногвардейский районный суд Петербурга установил, что Журавлев погиб фактически случайно: Лядов и Беленков в тот злополучный вечер ошивались около торгово-развлекательного комплекса "Июнь", где думали, как бы им заработать. Оба судимы, причем познакомились в колонии. В тот момент, когда Лядов и Беленков обсуждали способы возможного заработка, мимо них на свою беду прошел Александр Журавлев - возвращаясь с работы домой, он зашел в расположенный в ТРК магазин за продуктами. Мужчина был хорошо одет, на его руке были довольно дорогие часы (300 долларов), в руках борсетка. Преступники решили, что хорошо одетый пожилой человек - удобная жертва. Они пошли за Журавлевым, дождались, пока тот откроет дверь в подъезд, после чего Лядов (ранее занимался боксом) бросился к Журавлеву и сильно ударил реставратора кулаком по голове, после чего отобрал мешок с продуктами и сумку с янтарем, которые передал стоявшему "на шухере" Беленкову.
На этом роль Беленкова в совершенном преступлении заканчивается. В принципе, на этом все могло бы закончиться, если бы не произошло то, что судья назвала эксцессом исполнителя: Лядов вернулся к лежавшему Журавлеву, затащил его в кабину лифта, еще несколько раз сильно ударил кулаками по голове, и с борсеткой реставратора и часами скрылся. Именно из-за того, что в момент нападения у Александра Журавлева была при себе сумка с янтарем, общая стоимость ущерба в результате нападения, и оказалась столь высокой - 140 тысяч рублей. Более того, преступники пытались наводить справки о возможности продажи янтаря, в связи с чем привлекли к себе дополнительное внимание. Ведь после нападения на реставратора едва ли не все СМИ Петербурга сообщили подробности преступления.
Лядов признал вину частично - он заявил, что от его ударов Журавлев умереть якобы не мог, а Журавлев умер от чего-то другого, случившегося позже. Впрочем, суду эти слова показались неубедительными, как и заявления обоих подсудимых о том, что свои показания они дали "под давлением сотрудников милиции". Обращает также внимание любопытный факт: на протяжении всего оглашения приговора Лядов стоял, низко опустив голову с надвинутым капюшоном, а Беленков безмятежно смотрел в зал, изредка усмехаясь.
Константин Шмелев, для "Фонтанки.ру"