В Государственную Думу внесены поправки в закон «Об основах туристской деятельности в России», призванный защитить права потребителей, то есть обычных туристов. Однако игроки рынка считают, что с некоторыми изменениями депутаты явно поторопились. В частности, у экспертов вызывает большие сомнения возможность запретить агентам продавать путевки от своего имени и снижение финансовых гарантий для операторов въездного туризма.
В том случае, если поправки в закон «Об основах туристской деятельности в России» будут приняты в ныне существующем виде, изменения коснутся не только игроков рынка, но и потребителей. В частности, согласно тексту документа, финансовые гарантии операторам, занимающимся въездным туризмом, предлагается уменьшить с 10 миллионов до 500 тысяч рублей.
«Это предложение Российского союза туриндустрии, которое мы озвучивали с 2006 года. Те турфирмы, которые занимаются приемом, в том числе и в Петербурге, не нуждаются в таких больших гарантиях. Дело в том, что российские принимающие компании не заключают прямых договоров с иностранными туристами, люди застрахованы в тех турбюро, где покупают путевки», - заявил корреспонденту «Фонтанки» вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев.
У Ассоциации туроператоров России на это предложение совсем другая точка зрения. Там полагают, что таким образом рынок станет открыт для недобросовестных компаний. «Снижение финансовых гарантий для туроператоров по въездному туризму ничего хорошего этому бизнесу не даст», - заявила «Фонтанке» исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. По данным организации, сейчас в реестре более 700 компаний, которые занимаются именно въездным туризмом, многие из них занимаются исключительно приглашениями для иностранцев. «Говорить о том, что это будет способствовать развитию въездного туризма, нельзя. У непопулярности России другие причины — недостаточное продвижение страны и плохая инфраструктура», - подчеркнула эксперт.
В поправках есть и пункт, который в РСТ трактуют как введение электронного вида турпутевки. По словам Сергея Корнеева, это предложение также озвучивалось неоднократно. «Сейчас большинство туроператоров готовы перейти в режим бронирования туров онлайн, - отмечает Сергей Корнеев. - Реестр этих путевок все равно будет вестись федеральными органами государственной власти в сфере туризма. Это еще и полезно с точки зрения безопасности. То есть, мы будем иметь базу данных Ростуризма. Когда случаются какие-то чрезвычайные ситуации, всегда проблема собрать с турфирм информацию. Так же ее не надо будет искать - мы будем понимать, где путешественник находится».
В Российском союзе туриндустрии также считают, что при бронировании гостиниц, а не путевок, через Интернет, путешественник может столкнуться с непредвиденными неприятностями. В частности, если услуга оказана некачественно, то, по международному законодательству, судиться надо в месте нахождения ответчика. «Большинство операторов и работающих с ними агентств готовы к введению продаж в электронной форме, - заявил Сергей Корнеев. - У них открытые системы, где клиент может даже проследить пусть своего заказа от бронирования до подтверждения. Остался лишь последний элемент».
«Эти пункты на самом деле самая большая загадка. Там лишь написано, что операторы и агенты обязаны регистрировать путевки на бумажном и электронном носителе в порядке, установленном, Ростуризмом. Порядка нет, положения об этом тоже. Как регистрировать, о каких путевках идет речь? Условно говоря, информация о 1,5 миллионах туров по России и 12 миллионов туров за рубеж должна быть куда-то передана», - отмечает, в свою очередь, Майя Ломидзе.
Однако, больше всего экспертов настораживает пункт, согласно которому после принятия документа турагентам запретят торговать путевками от своего имени. Напомним, что на рынке существует два вида компаний — операторы и агенты. Первые формируют конечный продукт, бронируя гостиницы, посещения музеев и авиаперелеты. Вторые — перепродают его, получая за это комиссию, которая составляет порядка 10% от стоимости тура.
В действующем законодательстве пристальное внимание уделено лишь деятельности операторов — их работа регламентируется целым рядом нормативных актов и именно для них существует понятие финансовых гарантий на случай банкротства или форс-мажора. Агенты же работают фактически на свободном рынке, что опасно, в первую очередь, для потребителей. Получается, что, если агент не выполнил свои обязательства по контракту, турист не может даже претендовать на получение компенсаций от оператора.
По данным экспертов, на данный момент в Петербурге работает порядка 500 операторов и от 1,5 до 2 тысяч агентств. «Я считаю, что вопрос о продаже туров агентств от имени и по поручению операторов еще предстоит обсудить. Очень много высказывалось точек зрения, в том числе и внутри Российского союза туриндустрии, как «за», так и «против». С одной стороны это исключает пробел в законодательстве, который существовал, когда рынок операторов был регламентирован очень жестко, а агентства выпали из этого круга», - считает вице-президент РСТ.
Сергей Корнеев напомнил о нескольких историях, когда агентства заключали договора на предоставление услуг, а потом попросту, по каким-то причинам, «которыми сейчас занимаются правоохранительные органы», не перечисляли деньги. На данный момент операторы не понимают, как регулировать отношения с партнерами.
«Рынок не готов к этому, - считает Майя Ломидзе. - Это, безусловно, большой потенциал для монополизации, для сильного сокращения агентов на рынке. Если рассматривать именно с точки зрения бизнеса, это может привести к серьезным изменениям. Да и для потребителей это неплохая защита».
По мнению исполнительного директора АТОР, внесенные поправки направлены на большую защиту прав потребителей, но «они не гарантируют людям защиту от повторения истории, например, «Капитал тура»». «На наш взгляд нужно обязательное участие игроков рынка в саморегулируемой организации, - подчеркивают в Ассоциации. - Одна из ее особенностей — существование компенсационного фонда, из которого потребителям возмещается ущерб, вывозятся туристы. Естественно, такая организация не заинтересована в том, чтобы в ее рядах была компания, которая может через год-два лопнуть. Этот фонд общий, в него скидываются все, и ни один не захочет платить за косяки и проколы другого».
Мария Цыганкова, "Фонтанка.ру"