В Петербурге на улице Куйбышева, 1/5, установили памятную доску первому секретарю Ленинградского обкома КПСС Григорию Романову. Это вполне тривиально-торжественное событие прошло без анонсов в СМИ не случайно: сама идея, одобренная Смольным еще год назад, вызвала немало разногласий в обществе: восприятие политического деятеля слишком неоднозначно. Наверное, поэтому событие не анонсировалось и прошло камерно. Но активисты партии «Яблоко» уже заявили: "легкой жизни этой доске не обещаем".
Мемориальную доску бывшему "хозяину Ленинграда" Григорию Романову установили в доме на углу Троицкой площади и улицы Куйбышева - Романов жил там с 1972-го по 1984 год. На мероприятии присутствовали только родственники и соратники Романова. И одним из них был бывший руководитель администрации губернатора Смольного Виктор Лобко. Он признался «Фонтанке», что настроения в обществе понимает. И уже не раз защищал своего учителя, коим он считает Романова, на различных комиссиях:
«Споры о том, хорошим был Романов или нет, напоминают мне споры о том, хорошо ли жилось у нас в стране в советское время или плохо. Я понимаю, что люди относились к нему по-разному. Но если мы не научимся уважать свое прошлое, свою историю, у нас не будет будущего. Я не скрываю, что горжусь тем, что Романов был моим учителем. Он учил меня жить, работать и любить свой город. Говорят, что большинство ленинградцев его не любили. Когда об этом сказали президенту текстильного университета, он спросил: «А кто подсчитал это большинство? Были люди, которые его не любили. Но это не большинство. Это бездельники, лентяи».
Виктор Лобко не был согласен с тем, чтобы доску открывали втихаря. По его словам, это решение обсуждалось во всех инстанциях: от правительства города и общественного совета до топонимической комиссии. И много было споров.
«Один человек говорил, что Романов был плохим. Я подошел и спросил, почему он так думает, он сказал: «Так говорят». При этом он лично знаком с Романовым не был. А я был. И я ему рассказал о Романове. И его мнение изменилось. Кстати, история про царский сервиз – это ложь (по городу ходили слухи о том, что он был использован на свадьбе дочери Романова - прим.ред.). Романов к нему никакого отношения не имел. И эта ложь была официально опровергнута. И полки пустые в магазинах у нас были тогда, когда к власти уже Горбачев пришел, а Романов был уже на пенсии. В нашем обществе всегда были, есть и будут недовольные...»
Активисты партии «Яблоко» при этом в ярости. Как отметил в разговоре с «Фонтанкой» Борис Вишневский, если бы открытие доски не скрывали, то их активисты не позволили бы спокойно провести мероприятие:
«То, что событие не анонсировалось, говорит о том, что инициаторы прекрасно понимали, что столкнутся с неприятностями. Это позор. И не городского, а общероссийского масштаба. Это плевок в лицо интеллигенции и всем тем, кто испытал на себе тяжести режима Романова. Мы это так не оставим. Мы выпустим сборник, в котором расскажем всю правду о Романове. Мы обещаем проведение публичных акций, и будем добиваться снятия этой доски».
На вопросы, не будут ли активисты пытаться самовольно снять доску, Вишневский отметил, что представители партии «Яблоко» законопослушные люди, но все же сказал: «Анонсировать не будем, но меры примем. Легкой жизни этой доске мы не обещаем».
Напомним, конфликт вокруг имени Григория Романова разгорелся в нашем городе прошлой весной, после того, как правительство Петербурга 23 апреля 2010 года приняло постановление №427 "Об установке мемориальной доски Г.В. Романову". Повесить ее было решено на фасаде дома № 1/5 по улице Куйбышева. Текст, так сильно возмутивший правозащитников, гласит: "В этом доме с 1972 по 1984 год жил первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Григорий Васильевич Романов".
Заказчиком этой мемориальной акции выступило межрегиональное отраслевое некоммерческое объединение промышленников и предпринимателей (работодателей) "Ассоциация судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области", которое, как уверяли городские власти, за свой счет выполнило "проектирование, изготовление, установку, а также последующие ремонт и реставрацию мемориальной доски". Оно же и обеспечит "сохранность и надлежащее содержание мемориальной доски". Возглавляет эту ассоциацию генеральный директор Адмиралтейских верфей Владимир Александров — когда-то закончивший тот же Ленинградский кораблестроительный институт, что и Григорий Романов, в 1956–64 годах работавший на судостроительном заводе имени А.А. Жданова (ныне — "Северная верфь").
Первый скандал вспыхнул на майских праздниках 2010 года. Намерения Смольного резко осудили демократы. Борис Вишневский, член бюро петербургского "Яблока", публично назвал Григория Романова "одним из самых зловещих и одиозных коммунистических вождей советской эпохи". И назвал увековечение его памяти "плевком в лицо всем тем, кто испытал на себе все прелести романовской эпохи".
Через несколько дней к демократам присоединились и представители творческой интеллигенции. Под обращением к главе Петербурга с просьбой отменить постановление об увековечивании памяти Романова поставили свои подписи актеры Олег Басилашвили и Алексей Девотченко, историк Яков Гордин, писатель Борис Стругацкий, режиссер Алексей Герман и поэт Александр Кушнер.
Однако протесты не помогли, и свое решение Смольный не отменил. Валентина Матвиенко лишь заявила, что нужно спокойно обсуждать вопрос относительно установки доски в память об этом руководителе Ленинграда, ведь во время его руководства «было сделано много полезного», хотя были и «идеологические перегибы», поэтому не может быть однозначного мнения относительно таких исторических фигур.
Свою позицию выразило молодежное отделение партии "Яблоко". В ночь на 10 июля 2010 в знак протеста против планов городских властей по увековечиванию памяти первого секретаря Ленинградского обкома КПСС "младояблочники" попытались установить символические мемориальные доски из картона, напоминающие о "подвигах" этого советского деятеля. В текстах на них было указано, что в этом доме с 1972 по 1984 жил Г.В. Романов, который "останется в сердцах петербуржцев человеком, изгнавшим из страны И.А. Бродского и С.Д. Довлатова, а также изгнавшим из Ленинграда С.Ю. Юрского".
Однако акция была сорвана. Память старшего товарища решили отстоять его юные последователи – молодежное крыло КПРФ. С криками "мало расстреливали в 1937-м!" они затеяли потасовку, которая завершившаяся в 43 отделении милиции Петроградского района.
Представители КПРФ старшего поколения поддержали молодежь словом. Попытку установить альтернативную мемориальную доску они расценили как попытку "осквернить память о советском периоде истории нашей страны" и назвали ее "кощунственной". С точки зрения коммунистов, облитый краской автобус с изображением генералиссимуса Сталина на Невском в преддверии Дня Победы, несанкционированный пикет у Казанского собора, где либералы пытались поставить знак равенства между руководителем Державы-победительницы, военачальником-освободителем Сталиным и палачом народов Гитлером, и последнее - попытка повесить плакаты, "очерняющие память о видном руководителе нашего города" (Григории Романове), – события одного порядка. Эти действия, по их мнению, "оскорбляют память, чувства десятков миллионов наших соотечественников, глубоко чтущих героический период советской истории нашей Родины". При этом в ночь на 19 июля 2010-го "яблочники" развесили альтернативные мемориальные доски без всяких помех.
Александра Медведева, "Фонтанка.ру"
P.S.: интересно, что в Москве в апреле 2010 года мемориальная доска в честь Григория Романова появилась (без малейшего общественного шума) по адресу: Леонтьевский переулок, дом 15 (там он жил последние годы). Она размещена рядом с памятными досками видного государственного деятеля Громыко и маршала СССР Еременко, которые проживали в том же доме.
БИОГРАФИЯ:
Григорий Васильевич РОМАНОВ (7.2.1923 — 3.6.2008), бывший член Политбюро, возглавлявший Ленинградскую парторганизацию.
Родился в крестьянской семье. Участник Великой Отечественной войны. Воевал связистом на Ленинградском и Прибалтийском фронтах. Член КПСС с 1944. В 1953 заочно окончил Ленинградский кораблестроительный институт. В 1946-54 конструктор, начальник сектора Центрального конструкторского бюро на заводе им. А.А.Жданова (Ленинград) министерства строительной, промышленности. В 1955-57 секретарь парткома, парторг ЦК КПСС на том же заводе.
В 1957-61 секретарь, 1-й секретарь Кировского райкома КПСС в Ленинграде. В 1961-62 секретарь Ленинградского горкома КПСС. В 1962-63 секретарь, в 1963-70 2-й секретарь Ленинградского обкома КПСС (в 1963-64 2-й секретарь Ленинградского промышленного обкома КПСС). С сентября 1970 по 1983 1-й секретарь Ленинградского обкома КПСС. В этот период принято постановление "О строительстве сооружений защиты г.Ленинграда от наводнений". Открыты станции метрополитена: «Ломоносовская», «Елизаровская», «Звёздная», «Купчино», «Лесная», «Выборгская», «Академическая», «Политехническая», «Площадь Мужества», «Ленинский проспект», «Проспект Ветеранов», «Гражданский проспект», «Девяткино», «Приморская», «Пролетарская», «Обухово», «Удельная», «Пионерская», «Чёрная речка».
Завершено строительство Ленинградского спортивного комплекса им. В.И.Ленина. Построен Дворец Молодежи на берегу Малой Невки. Установлен памятник В.В.Маяковскому на улице, носящей имя поэта. На Аптекарском острове открыт НИИ по охране здоровья детей и подростков.
На 23-24-м съездах избирался членом ЦК КПСС. С 1973—кандидат в члены, в 1976-85 член Политбюро ЦК КПСС. 1983—85 секретарь ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 7-9-го созывов; с 1971 член Президиума Верховного Совета СССР.
Герой Социалистического Труда (1983). Награжден орденами: Ленина (3), Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта» и медалями.
В общественном мнении воспринимался сторонником «жёсткой линии». Рассматривался как реальный претендент на пост генерального секретаря ЦК КПСС после смерти Ю.В.Андропова, однако в результате подковёрной борьбы фракций была принята компромиссная кандидатура - неизлечимо больной К.У.Черненко, после смерти которого к власти пришёл кандидат другой фракции - М.С.Горбачёв, делавший ставку на демократизацию и гласность.
Указом президента РФ Ельцина №101 от 28 января 1998 года Романову была установлена персональная пенсия за значительный вклад в развитие отечественного машиностроения и оборонной промышленности. Член Центрального консультативного совета при ЦК КПРФ. Умер 3 июня 2008 года, на 86-м году жизни.
Ранее по теме: