«13-я квитанция» больше не грозит россиянам: премьер Владимир Путин утвердил новые правила предоставления коммунальных услуг, в которых исключена возможность корректировки платы, если отсутствует общедомовой прибор учета. В правила также не попала стимулирующая норма, по которой жители квартир, не оборудованных счетчиками, должны платить больше тех, у кого они есть.
«13-я квитанция» больше не грозит россиянам: премьер Владимир Путин утвердил новые правила предоставления коммунальных услуг, в которых исключена возможность корректировки платы, если отсутствует общедомовой прибор учета. В правила также не попала стимулирующая норма, по которой жители квартир, не оборудованных счетчиками, должны платить больше тех, у кого они есть.
Правительство РФ утвердило новые правила предоставления коммунальных услуг взамен тех, что действовали с 2006 года: теперь взаимоотношения ресурсоснабжащих организаций, управляющих компаний и жителей будут регулироваться этим документом. Одно из главных изменений по сравнению с предыдущей редакцией, которое коснется всех петербуржцев, – это исключение нормы, по которой коммунальщики могли проводить корректировку платы за коммунальные услуги и выставлять «13-е квитанции» в домах, не оборудованных общими приборами учета. Отметим: о том, что такое решение может быть принято, «Фонтанка» говорила еще несколько месяцев назад.
Для того, чтобы понять, что именно изменилось по сравнению с предыдущей редакцией правил, нужно иметь в виду следующее. В принципе, сама по себе необходимость корректировки логично вытекает из специфики предоставления коммунальных услуг в России. Как правило, большинство квартир еще не оборудованы индивидуальными приборами учета, за исключением счетчиков на электроэнергию. Поэтому в течение года граждане в основном платят по нормативу. Однако норматив – величина весьма условная и далеко не всегда соответствует реальному потреблению. Именно поэтому чиновники предложили раз в год сравнивать суммы, которые жители заплатили по нормативу, с реальным потреблением. Если оно оказывается больше, то собственники квартиры должны доплатить, если меньше – то уже жителям нужно вернуть деньги.
Именно такая концепция была заложена в старую редакцию правил. Однако на практике все оказалось не так просто. В домах, которые не оборудованы общим прибором учета, не так просто вычислить, какое количество ресурса в реальности поступило в дом. Особенно это касается тепловой энергии: компании вроде ГУП «ТЭК» или «Теплосети» могут с точностью сказать только одно – сколько тепловой энергии вышло из котельной (поэтому самые большие споры вызывал перерасчет платы за отопление, который коммунальщики проводили наиболее активно по всей стране). Для определения того количества, которое в итоге пришло к жильцам, применяются различные сложные расчеты, однако, как говорят эксперты, они далеко не всегда могут быть точными. Именно поэтому при проведении перерасчета коммунальщики оперируют не реальной величиной, а определенной чисто математическим путем, что дискредитирует само понятие «корректировки».
Совсем иная ситуация с домами, которые оборудованы общими приборами учета. Здесь определить реальное потребление гораздо проще – нужно только снять показания счетчика, а затем сравнить эти цифры с тем, как жильцы платили по нормативам.
Противоречивость старой редакции правил отмечали не только эксперты. Как уже рассказывала «Фонтанка» (http://www.fontanka.ru/2011/02/01/058/), начиная с 2006 года в арбитражных судах различных регионов России неоднократно рассматривались дела по «13-й квитанции» и по искам управляющих компаний к энергетикам. В итоге в июле 2010 года президиум Высшего арбитражного суда РФ резюмировал сложившуюся судебную практику и в постановлении №2380/10 от 15 июля 2010 года четко указал: вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться, исходя из установленных нормативов – и только.
То же самое сказано и в новой редакции правил предоставления коммунальных услуг, подписанной Владимиром Путиным: теперь у коммунальщиков нет никакого права проводить корректировку в домах без общих счетчиков. Между тем, по статистике, в Петербурге общие счетчики на отопление установлены лишь в 62% всех домов, на холодную воду – почти во всех (всего в нашем городе насчитывается порядка 22 тысяч жилых зданий).
Возможность корректировки сохранена лишь для домов, в которых установлены общие приборы учета, и то это можно будет сделать лишь там, где индивидуальные счетчики стоят более чем в 50% всех жилых и нежилых помещений. На практике же это будет означать, что в ближайшей перспективе корректировка платы за отопление, которая возмутила горожан в декабре 2010 года, будет невозможна технически: как говорят эксперты, установить счетчики на отопление в квартиры можно только в новых домах или после капитального ремонта – в остальных случаях состояние наших инженерных сетей практически не позволяет сделать этого.
Любопытно, что впервые правила в этой редакции были опубликованы на сайте Минрегиона в конце ноября, то есть как раз тогда, когда городские коммунальщики, с подачи властей, как раз и начисляли ту самую «13-ю квитанцию». Однако перспектива отмены соответствующей нормы не остановила их. Не остановила и сложившаяся судебная практика.
Отметим также, что в итоговый вариант правил не вошла норма, по которой жители квартир, не оборудованных индивидуальными счетчиками, должны были платить больше тех, у кого они есть. Она была прописана в проект правил, который был подготовлен еще в середине 2010 года и должен был сменить ныне действующие правила, однако этот вариант не был согласован другими ведомствами – в частности, как полагают эксперты, против введения повышающих коэффициентов выступил Минюст.
Подчеркнем: отмена возможности проводить корректировку в домах, не оборудованных общими счетчиками, не означает, что жители Петербурга больше не обязаны заплатить по «13-м квитанциям», выставленным в декабре (а тем, кто все же оплатил их, вернут деньги): закон не имеет обратной силы.
Андрей Захаров, Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"