Бензиновый кризис пришел в Выборг. Как сообщили «Фонтанке» читатели, в четверг 95-й бензин закончился на заправках крупнейшего городского продавца ЗАО «ВТК». Его нельзя найти также на заправках «Несте», «Шелл». На АЗС других операторов выстроились очереди.
Бензиновый кризис, оставивший некоторые бензоколонки Петербурга без топлива, пришел в Выборг. Как сообщили «Фонтанке» читатели, в четверг 95-й бензин закончился на заправках крупнейшего городского продавца ЗАО «ВТК». На АЗС других операторов выстроились очереди.
Существование проблем с 95-м бензином на заправках ЗАО «ВТК» нам подтвердили в офисе оператора. «Фонтанке» в компании пообещали, что к 30-му мая топливо появится на всех АЗС сети. А пока предложили клиентам временно перейти на 92-й. По данным читателей, в Выборге 95-й бензин нельзя найти также на заправках «Несте», «Шелл» и других операторов.
Продавцы не отрицают, что настроение у них весьма тревожное. Источники в топливных компаниях сообщили, что имеют запас различных видов бензина на несколько дней. Но они опасаются, что если ситуация не изменится в лучшую сторону, их резервы будут быстро исчерпаны.
Возобновлять ресурсы без потерь для бизнеса сейчас, похоже, могут только операторы АЗС, имеющие так называемые прямые контракты с производителями бензина. Те же, кто вынужден покупать топливо на оптовом рынке, временно прекратили заключать сделки. Как уже сообщала «Фонтанка», это перестало быть выгодно, так как вертикально интегрированные компании подняли там цены до предела (95-й стал стоить порядка 30 тысяч рублей за тонну). А на своих АЗС нефтяные гиганты продолжили, вопреки рыночным законам, торговать по старым ценам. В итоге розничные операторы оказались в невыгодном положении: им придется либо поднимать цены для клиентов, либо прекращать закупку топлива. На данный момент ясно, что избран второй вариант действий.
В начале недели эта ситуация уже начала проявлять себя на заправках Петербурга. Первыми без 95-го бензина остались некоторые АЗС «Шелл» и «Несте» на юге и севере города. Некоторые операторы стали заправлять только клиентов, имеющих топливные карты.
Обеспокоенность проблемой, вышедшей на региональный уровень, как сообщала «Фонтанка», на прошлой неделе выразил глава Нефтяного клуба Олег Ашихмин. Он направил жалобу в петербургское отделение антимонопольной службы. В письме представитель топливного сообщества отметил, что крупные компании «Газпром нефть», «Роснефть» и «Киришиавтосервис» держат цены на своих АЗС на уровне ниже оптовых.
«Сложившаяся ситуация приводит к нерыночному перераспределению объемов реализации продукции в пользу крупных компаний», - отмечает Ашихмин. Антимонопольщики с ним абсолютно согласны. «Невозможно отрицать эту проблему», - заявил «Фонтанке» глава петербургского УФАС Олег Коломийченко и отметил, что передал жалобу Ашихмина прямиком в федеральный аппарат ФАС. Оттуда пока сведений не поступало.
Напомним, с начала года в России прошло уже два крупных региональных бензиновых кризиса. В апреле патовая ситуация с топливом сложилась в Алтайском крае. 95-й бензин из продажи пропал почти полностью, а цена на 92-й поднялась на некоторых АЗС до 27 рублей за литр. На заправках вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов) - таких, как «Роснефть» и «Газпром нефть», - топливо имелось в наличии, но объемы отпускаемой продукции были сокращены — до 20 литров на один автомобиль. В итоге на заправках скопились огромные очереди. Кризис закончился только после вмешательства федеральных властей, приказавших нефтяным гигантам «открыть доступ» к бензину, но по сути ситуация на рынке не изменилась.
И это доказал второй бензиновый кризис — уже в республике Тува. В мае там тоже вдруг закончился бензин в свободной продаже. Запасы АЗС распродавали по 30-33 рубля за литр. Подобная проблема также затронула Приморский край. О том, что ситуация повторится в Петербурге, игроки топливного рынка говорили еще в конце апреля - начале мая.
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»
За время, пока готовился материал, от читателей "Фонтанки" пришли сообщения о том, что проблемы с бензином испытывает и Новгород.