Открылась 54-я Венецианская биеннале современного искусства. 89 стран-участниц, под сотню параллельных выставок, одних аккредитованных журналистов более четырех тысяч – Венецианская биеннале в художественном мире играет роль чемпионата мира. Передает наш корреспондент.
116 лет назад ее задумали как всемирную выставку художественных достижений. В саду Джардини 28 стран построили себе по выставочному павильону. Павильон России, кстати, строил архитектор Щусев – будущий автор Мавзолея Ленина, а тогда еще адепт славянского стиля. У него получилось нечто среднее между княжеским теремом и венецианским палаццо. С тех пор число национальных павильонов значительно возросло: слева от наших – Южная Корея, справа – Венесуэла.
В 1970-е годы художественная мода сместилась от музейных выставок к фестивалям-биеннале, и именно тогда авторитет венецианского смотра резко возрос – до уровня главного мирового форума современного искусства: здесь самое современное, самое спорное, самое показательное. Попасть сюда – вершина карьеры для художников и кураторов.
Каждые два года куратор Венецианской биеннале делает огромную сборную выставку художников со всего мира, объединенную единой (чаще всего довольно расплывчатой) темой, плюс каждая страна в своем павильоне предлагает зрителям то, что, по ее мнению, отражает состояние искусства в ней на сегодняшний день.
Куратор нынешней биеннале швейцарка Биче Куригер – директор Дома искусств в Цюрихе и главный редактор одного из самых влиятельных международных журналов по современному искусству Parkett – назвала свой венецианский проект ILLUMInations («Озарения»), но с упором на nations - «нации». Получается: озарения, которые дарит зрителю искусство, но к тому же встреча разных стран и культур – как открытие для них самих и всех, кто пришел на это посмотреть. На огромной выставке, разместившейся в венецианском Арсенале – гигантской средневековой постройке, которую не стали особенно переделывать под выставочный зал, а сохранили мрачное величие кирпичных стен и колонн, – Куригер предприняла ранее не популярный шаг: участники ее выставки не сливаются в интернациональном экстазе, у каждого зала стоит указатель, художники каких стран там представлены. Это само по себе стало политическим высказыванием: даже такие завзятые космополиты, как художественное сообщество, больше не могут закрывать глаза на трения между странами. Идея «глобальной деревни» и мира без границ провалилась - констатируют художники. Пришло время заново осознать различия стран и культур, принять их за отправную точку и от этой точки строить диалог.
«Культурная столица» будет вести дневник главной выставки мира. В следующих репортажах мы расскажем о том, какое искусство привезли с пяти континентов, и подробно остановимся на российской экспозиции, представленной на Венецианской биеннале.
Анна Матвеева,
Венеция - Петербург,
«Фонтанка.ру»
Поделиться