Фестиваль «Кинотавр» в Сочи подходит к концу. Наш корреспондент рассказывает о финальной части киносмотра и констатирует, что ожидаемого триумфа жанрового мейнстрима в конкурсе всё же не произошло.
На четвертый день фестиваля подвели итоги параллельного конкурса «Кинотавр. Короткий метр», который был в этом году юбилейным, десятым. Гран-при получил всеобщий и однозначный фаворит – очень симпатичная зарисовка Михаила Сегала «Мир крепежа». А если говорить об общих тенденциях короткометражного конкурса, который существует параллельно с основным, но далеко не всегда оказывается трамплином для перехода в него, – то в этом году всё изменилось с точностью до наоборот. Обычно к фильмам основного конкурса предъявляли претензии, что они тянут в лучшем случае на короткий метр. Теперь же короткометражки приближаются к среднему метру: никак не меньше получаса хронометража, насыщенная история. В общем, лишний шар в корзину оптимистов и тех, кто на нынешнем «Кинотавре» ищет позитивную программу: как минимум снимать есть о чем.
В среду и четверг на фестивале прошел питчинг – конкурс еще не реализованных проектов, существующих только в виде сценариев, которые их будущие создатели представляют ареопагу из ведущих продюсеров, а те оценивают, насколько фильмы реализуемы и интересны. Ну а кто-то может и предложить свою помощь. Выявляют даже победителя, но он, правда, получает только моральную поддержку. В этом году питчинг вполне перекликался с конкурсной программой: он был сплошь жанровым, вполне ориентированным на зрителя. К тому же, сразу два проекта представили театральные деятели, решившие заглянуть на территорию кино. Драматург Елена Гремина выступила с презентацией сценария «Братья Ч» (про Чехова), режиссером которого заявлен ее муж, руководитель «Театра.doc» Михаил Угаров, а талантливый документалист и один из авторов сериала «Школа» Наталья Мещанинова пригрозилась снять по сценарию молодых театральных драматургов Любови Мульменко и Ярославы Пулинович фильм «Комбинат Надежда». Но эти проекты жюри не заинтересовали: оно поощрило самые странные сценарии. Во-первых, экранизацию игры «Мафия», в которой их зацепил не столько сюжет, сколько обилие ловких находок с удешевлением финансирования, в результате чего бюджет предполагаемой картины оказался весьма скромным – 500 тысяч долларов (для сравнения бюджет «Братьев» и «Комбината» – по миллиону). Во-вторых, отметили проект режиссера «Питера FM» Оксаны Бычковой «Защита» – ремейк фильма Миндадзе и Абдрашитова «Слово для защиты» (о, эта улыбка председателя жюри Александра Анатольевича Миндадзе в момент презентации проекта – ее не передать и не забыть). Победителем же питчинга объявили проект «Большая картошка» – это притом что бюджет у него отнюдь не артхаусный – 4 миллиона долларов, – да и сюжет, честно говоря, сомнительный. В частности, в сценарии фигурируют любовь саратовской художницы и американского экспата, выкидыш в очереди за крупой в бакалее и смерть от отека легких в обществе скотчтерьера. Но у продюсеров свой взгляд на потенциал сценариев. Они рассчитывают, что к моменту выпуска на экран все нелепости выветрятся и получится нормальное зрительское кино.
В качестве доказательства результативности питчинга в основной программе фестиваля показали фильм-победитель прошлого конкурса проектов – «Мой папа Барышников» Марка Другого и Дмитрия Поволоцкого, всё то же крепкое жанровое кино, роман воспитания с элементами ретро. Про мальчика из балетной школы, врущего одноклассникам, что его папа – великий танцор и диссидент. Жанровые ленты в этом году в конкурсе достаточно сильные. Показали первоклассную разговорную комедию – экранизацию спектакля Театра Моссовета «Упражнения в прекрасном» от режиссера Виктора Шамирова с Гошей Куценко в главной роли – про актеров, отправляющихся на гастроли с антрепризным спектаклем. Достается здесь, между тем, именно кино: и патриотическим блокбастерам, и Никите Бесогону, и звездам первой величины – тому же Куценко, в первую очередь.
Куда менее успешно выступил со своим вторым фильмом вроде бы громко заявивший о себе дебютом «Неадекватные люди» Роман Каримов. Его лента «Вдребезги» – эдакий отечественный «Грайндхаус», попытка снять циничное и ироничное «мочилово» по-русски. С треском провалившаяся. Вместо безудержного веселья и пира кровищи – шитый белыми нитками сюжет и дебилы в качестве персонажей.
Два конкурсных фильма – «Суходол» ученицы Алексея Учителя (извините за невольную тавтологию) Александры Стреляной и «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой – внесли некоторое разногласие в стройный хор жанрового кино. Оба фильма – заоблачно мрачные, только один опирается на бунинскую прозу – рассказ «Суходол» и повесть «Деревня», – а другой идет по следам авторского кино нулевых, эпигонствует по отношению и к «Счастью моему», и «Юрьеву дню», и ко всему-всему. Только если «Суходол» – беспримесная живопись мертвой земли, которая обречена на гибель, то «Портрет в сумерках» пытается из безнадежного русского поля найти выход. В виде стокгольмского синдрома: главную героиню в исполнении Ольги Дыховичной насилуют (конечно, менты), после чего она влюбляется в одного из насильников и оставляет ради него родной лофт, полы с подогревом и постылого мужа-яппи.
А окончательно разрушил жанровую идиллию последний конкурсный день. Он как раз и показал, что никакого дивного «нового русского жанра» нет и быть не может, если только на эту территорию не занесло каким-то чудом талантливого режиссера – как в случае с «Баблом» Константина Буслова. Самое красноречивое доказательство – чудом попавший в программу фильм автора «Жары» Резо Гигинеишвили «Без мужчин», вовсе бестолковая поделка зятя Михалкова с собственной женой в главной роли. Ровно та же «Жара» – в смысле избытка фальши и обилия улыбчивых кадавров с мягкими пяточками в кадре.
Зато авторское кино, пусть и не лучшего пошиба, по-прежнему проговаривает самое главное. Это под занавес фестиваля проиллюстрировал автор «Нирваны», «Я» и «Олимпиуса инферно» Игорь Волошин. «Бедуин» Волошина – история женщины, ради спасения больной лейкозом дочки ставшей суррогатной матерью и вынашивающей за деньги ребенка для пары геев. Которые гибнут в автокатастрофе, а ребенок остается. Волошин, доселе числившийся в тихих сумасшедших, тут неожиданно показал себя рассудительным и мудрым режиссером. И высказавшим одну из главных мыслей этого фестиваля, уже озвученную в «Громозеке» Владимира Котта: «Женщины решают все». Здесь и сейчас они обречены тащить на себе весь мир. И это никакое не мужененавистничество, а точный и меткий диагноз обществу.
Вторая режиссерская работа ведущего «Закрытого показа» Александра Гордона «Огни притона» – ретродрама по форме и стопроцентное авторское кино по содержанию. В истории одесской сутенерши (Оксана Фандера), решившейся отойти от дел и зажить тихой жизнью, Гордон говорит примерно о том же, что и Волошин. Только несколько в другом аспекте. Перемена участи невозможна, даже если на нее полно сил, а руки не старой еще и красивой женщины добивается толпа мужиков. Собственно, этот месседж можно распространить и на «Кинотавр» в целом – как ни убеждай себя, что жанровое кино оживает и встает с колен, конкурс по-прежнему держат на плаву именно авторские картины.
Иван Чувиляев,
«Фонтанка.ру»
Фото: kinotavr.ru.
Предыдущие репортажи с «Кинотавра» читайте здесь, здесь и здесь.
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»