Депутаты снова изобретают, как им поудобнее избираться на ближайших выборах. После многократных корректировок закона о волеизъявлении граждан они решили его заново переписать. Но очень быстро. Так поздно вечером накануне дня заседания ЗакСа появился документ на 88 страницах: поправка ко второму чтению законопроекта о корректировке закона о выборах. Которая подразумевает просто заменить текст сегодняшнего документа на новый. Говорят — это не более чем юридико-технические правки. Но без сюрпризов не обошлось.
Голосование по почте, увеличение числа безвольных избирателей и многие другие новации были одобрены ЗакСом на заседании 15 июня. Ничего другого и не следовало ожидать после того, как депутатам представили новенький многостраничный талмуд.
Пять лет назад, тоже за полгода до выборов, документ, корректирующий закон о выборах, также появился нежданно-негаданно, был не менее многостраничным и вносился с голоса. И в нем тоже были «подводные камни». Тогда «Фонтанка», перечитав поправки не один десяток раз и даже съездив в Военмех к специалистам-математикам, обнаружила хитрости, связанные с заложенным алгоритмом распределения депутатских мандатов.
На этот раз схема работы петербургских парламентариев осталась прежней, только «подводные камни» оказались куда прозрачнее. И, несмотря на пояснения авторов и соавторов документа, все сущностные изменения оказались совсем прозаичными.
Размножена поправка ко второму чтению документа была 14 числа в 17:45, а увидели ее депутаты только утром. Несмотря на то, что голосование по этому вопросу было поставлено на 14 часов дня, многие были недовольны. А депутат Олег Нилов даже попытался на эту тему направить губернатору запрос. Валентину Матвиенко он хотел спросить о возможности наложить вето на документ. А в сущностной части объяснял, почему он считает это необходимым. Дело в том, что, по мнению Олега Нилова, только чтобы прочитать поправку из 88 страниц, нужно часа три. А чтобы сверить текст с действующим законодательством, нужен целый день. И это как минимум.
Вполне возможно, у авторов именно на невозможность внимательно изучить текст всего за несколько часов и был расчет.
Корреспондент «Фонтанки» успела прочитать поправку и оценить ключевые изменения. Благо, что на этот раз никаких новых математических формул в законопроекте заложено не было.
Формально изменения носят действительно юридико-технический характер. И авторы документа совершенно искренне пытались убедить, что все новинки соответствуют приведению нашего законодательства в соответствие с федеральным. Но именно здесь они и лукавили: федеральный закон не навязывает нормы, а лишь предоставляет возможность субъектам Федерации их устанавливать.
Первое из таких изменений — это право на голосование тем петербуржцам, которые никогда не имели такой возможности. В частности тем, кто имеет временную регистрацию. То есть приезжим студентам (в городских вузах - половина иногородних), работникам из других регионов и ближнего зарубежья (им за несколько дней за небольшую сумму делают и российское гражданство, и временную регистрацию). Кроме этого, в эту категорию попадают военнослужащие и курсанты. То, что вся эта масса зачастую безвольна и зависима, объяснять не стоит. И за полгода, оставшиеся до выборов, ее можно серьезно увеличить.
Вторая новация у знающих избирательную систему ничего кроме улыбки не вызывает. Голосование по почте теперь заменит печально известное и потому отмененное голосование по доверенности. Как пояснил глава комитета по законодательству Виталий Милонов, в Петербурге 30 процентов граждан не проживают в том месте, где зарегистрированы. И ехать в свой район им, может быть, совсем не хочется. По сути, система выглядит так: человек посылает заявление в ТИК по месту регистрации с просьбой предоставить бланк для голосования. Ему высылается бюллетень, избиратель голосует и отправляет бюллетень обратно.
То, что «поработать» с этой системой можно любому избирательному объединению в свою пользу, очевидно. Есть места, где можно достать списки избирателей, в том числе выявить тех, кто никогда не ходил и никогда не пойдет на выборы. И от имени этих граждан составить многотысячные стопки писем. Есть граждане, которые будут готовы проголосовать в обмен на конверт с вознаграждением. Отследить волю избирателя тоже не составит труда, а, следовательно, эта система не гарантирует анонимности волеизъявления.
Еще один интересный момент, появившийся в законе, — это право горизбиркома самостоятельно «нарезать» территории, по которым будут избираться кандидаты. Причем в документе указано, что их количество варьируется от 50 до 111. Дело в том, что в предыдущем абзаце говорится, что списки кандидатов формируются по количеству территорий. То есть, если ГИК решит установить, что в Петербурге 111 территорий, то по каждому списку может появиться и по 111 кандидатов. В комитете по законодательству уточнили, что число депутатов не будет увеличиваться в любом случае. Сколько бы ни было кандидатов, депутатов будет 50. Другое дело, что надо четко прописывать право ГИК осуществлять «нарезку». То есть указывать число территорий, не превышающее количество муниципалитетов. А их в Петербурге как раз 111. Другое дело, что ГИК может перекроить территорию вне зависимости от количества проживающих на ней (раньше устанавливалось число жителей). То есть одни территории сделать размером в два дома, другие — в два района.
Что из этого получится, все равно станет известно только ближе к осени, когда стартует избирательная кампания. Но, по крайней мере, за чем было бы неплохо последить, уже понятно.
Александра Медведева
Фонтанка.ру