В рамках ПМЭФа на Дворцовой площади выступил Стинг, всемирно известная звезда поп-музыки. Корреспондента «Фонтанки» неприятно покоробил контраст между уровнем приглашенного артиста и тем, что получили на выходе, по сути, главные зрители шоу - горожане.
Конечно же, Петербургский мировой экономический форум – это хорошо: международные мероприятия благотворно влияют на имидж города, да и делом люди занимаются, безусловно, полезным. Неделю можно потерпеть скопления людей в форме на Наличной и кортежи с мигалками. И не беда, что среди горожан мало кто понимает, чем занимаются в «Ленэкспо» эти господа в деловых костюмах: мероприятие закрытое. Зато уже пятый год подряд на Дворцовой площади проходит бесплатный концерт в честь открытия форума. Scorpions, Роджер Уотерс, Faithless, Duran Duran и Стинг – неплохая подборка. Сначала директор Эрмитажа Михаил Пиотровский стоял насмерть, и концерты на Дворцовой проводились исключительно после месяца скандалов и прений, связанных с историческим значением площади и прилегающих территорий. Что-то, видимо, изменилось в столь любимом отдельными фанатичными петербуржцами городском ландшафте, почему-то теперь концерты перед Эрмитажем не вызывают ни упреков, ни отторжения. Стингу вот поставили отдельную сцену у здания штаба Гвардейского корпуса, а помост у Триумфальной арки уже вовсю перестраивают к надвигающимся «Алым парусам».
Сцену-то поставили, но этим забота о простых зрителях в основном и ограничилась. 16 июня – обычный будний день. А это значит как минимум, что десятитысячная толпа не имеет права выйти на проезжую часть Невского проспекта и вынуждена толкаться на тротуарах от самого Гостиного Двора в обе стороны. Дворцовый мост развели в одиннадцать вечера – ради проекции на его разведенных крыльях презентаций участников форума, которые, конечно, очень важны, но нетрудно было бы показать их в другом месте или в другое время. Ведь кто-то пытается попасть с концерта домой, а кто-то просто допоздна засиделся на работе и пытается уехать: он, может, ни про Стинга не слыхал, ни про форум. За что этому честному трудяге такие сложности?
Если бы концерт прошел хорошо, все эти частности смазались бы, стерлись, были перекрыты позитивом. Но закрадывается подозрение, что организаторы экономического форума в полном соответствии с его названием в данном случае немножко сэкономили. Здорово, конечно, привезти в Петербург Стинга и сделать вход на концерт бесплатным. Но если Стинг звучит из шести плохоньких колонок, взятых в аренду в ближайшем клубе, – это не тот Стинг, которого ждали меломаны. Если повесить три плохоньких маленьких экрана, два из которых находятся у сцены и показывают картинку в масштабе 1:1 (то есть бессмысленно ее дублируют, никак не укрупняя), а третий громоздится посреди площади, бликуя битыми пикселями, – это не будет выглядеть, как концерт Стинга. Три основные стойки со звуковым оборудованием: ближайшая к сцене еле слышна в гуле переполненной Дворцовой, стойка посередине больно режет уши высокими частотами, и звук там выкручен на полную мощность, а последняя, у кордонов, позорно хрипит. Кроме звучания колонок у ларьков с шавермами, других ассоциаций в голову просто не приходит.
Если бы это был фестиваль пива – прокатило бы. Но люди на концерт собрались трезвые, спокойные, вежливые. Знаменитый Стинг с Эстрадно-симфоническим оркестром Петербургского радио под управлением экспансивной англичанки Сары Хикс звучал как позорная фонограмма – и люди это поняли. Публика уходила плотным потоком, давка на выходе у металлоискателей была гуще, чем на входе, – хотя Стинг не отыграл еще и получаса. На трибунах скучали какие-то ВИП-персоны, которые то ли заплатили за билет, то ли вынуждены были на правах селебрити отрабатывать лицом. Перед выходом на сцену Стинга оператор экранов поймал в фокус Валентину Матвиенко и тут же сменил изображение, как будто догадавшись, что совершил проступок. Журналистов завели в ВИП-зону буквально на несколько секунд, и идентифицировать, кто там был еще, кроме чинов городского правительства, мог бы только быстродействующий компьютер. Впрочем, по площади ходили слухи: кто-то краем глаза углядел в виповском секторе женщину, похожую на Аллу Пугачеву.
Стинг отстрелялся своими главными хитами с самого начала – это большая редкость для концертной практики мировых звезд, но, похоже, певец еще до концерта или в первые его минуты почувствовал, что хорошего выступления не получится. Профессионально отработал обязательную программу. Бодрый зачин «Every Little Thing She Does Is Magic» и «If I Ever Lose My Faith In You» сменился вечнозеленой «Englishman In New York», которой толпа охотно подпевала, полностью заглушая колонки и, похоже, мониторы на сцене. На «Roxanne» Стинг взял в руки гитару, правда, на слух мало что поменялось. «Russians» вроде бы всколыхнули патриотические чувства, но звук был слишком слабым даже для нежной «Mad About You», и вытянуть такой гимн колонкам было явно не под силу. Стинг сыграл программу, проверенную на последнем выступлении в «Олимпийском», с минимальными перестановками. Выглядело это как бенефис звезды на богатом корпоративе. Мы бы, может, и не обиделись, но даже корпоратив нужно уметь хорошо организовать.
Михаил Рудин,
«Фонтанка.ру»
Фото: Ксения Потеева.
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»