Петербургский метрополитен закрыл двери для инвалидов-колясочников. Руководство подземки посчитало, что этот вид транспорта не безопасен для людей с ограниченными возможностями. И советует пользоваться наземным. Только вот никто не учитывает, что в автобус, троллейбус, а уж тем более трамвай не то, что на коляске, даже на костылях сесть, мягко говоря, проблематично. В этом на своем опыте убедился корреспондент «Фонтанки».
В метро не пустят, в такси посадят
«Знаете, меня сегодня не пустили в метро, когда я сдала зачет и собиралась ехать домой из института. Вышло распоряжение, согласно которому инвалидов с коляской в метро пускать запрещено, так как оно не приспособлено для этого... Метро для инвалидов — один из самых оборудованных видов транспорта: просто попробуйте представить, каково мне втискиваться в трамвай, троллейбус или автобус. Ходить пешком — да, летом можно, если не дождь, а зимой, по нерасчищенным улицам?» - такое сообщение появилось на форумах в Интернете.
Как объяснили «Фонтанке» в пресс-службе петербургского метрополитена, решение отказывать инвалидам на колясках пользоваться метро — вынужденное. «Бывали случаи, когда провожающий не удерживал коляску с инвалидом, и она летела вниз. Кроме того, у нас есть заключение завода, который изготавливает эскалаторы, о том, что на них нет специальных креплений для колясок, и они не приспособлены для перевозки пассажиров этой группы», – заметили в организации.
В метрополитене не подтверждают, что существует некое внутреннее распоряжение о том, чтобы не пускать инвалидов в метро, это, скорее, информация рекомендательного характера. При этом, как говорят в подземке, сотрудники должны предложить инвалиду воспользоваться либо социальным такси, либо наземным транспортом.
Что касается наземного транспорта, то, как объяснили «Фонтанке» в комитете по транспорту, с 2008 года в городе действует программа по замене подвижного состава на низкопольный. Считается, что в такие транспортные средства инвалидам проще садиться; кроме того, как сообщают в комитете, они оснащены специальными аппарелями для заезда детских и инвалидных колясок. На сегодняшний день около 46% парка ГУП «Пассажиравтотранс» составляют низкопольные автобусы (всего в парке – 1500 автобусов); в составе «Горэлектротранса» 20% низкопольных трамваев и 35% троллейбусов этого типа (всего в составе компании 620 троллейбусов и 728 трамваев).
В общей сложности, по статистике комитета, на улицах города сейчас работают 995 единиц подвижного состава, приспособленного под нужды инвалидов. В 2011 году планируется закупить еще 32 автобуса, 20 троллейбусов и 16 трамваев.
Но большинство остановок пока еще рассчитаны на обычные автобусы, трамваи и троллейбусы. Как рассказали в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, строительство специальных остановок, находящихся на одном уровне с полом транспортного средства, – это пока только планы, действующей остановки этого типа еще нет. В частности, как уже рассказывала «Фонтанка», планируется расположить такие остановки на выделенных трамвайных линиях, которые город обещает проложить в ближайшее время. Тестовый вариант подобной остановки сейчас монтируется на Кронверкском проспекте, где недавно было возобновлено трамвайное движение.
Личный опыт
Удобно ли человеку с ограниченными возможностями передвигаться по Петербургу, корреспонденту «Фонтанки» довелось испытать на себе. Потому как на очередном редакционном задании, уворачиваясь от файера, пущенного московскими фанатами на «Петровском», журналист повредил себе ногу. Что вынуждает его передвигаться на костылях. В «Путевых заметках» сотрудник редакции написал бы следующее.
«10 дней на больничном дали возможность немного попривыкнуть к новому способу передвижения. Первый выход в свет ознаменовался ощущением полного бессилия. Дорога, которая раньше занимала от силы 5-10 минут, была проделана за 35. На следующий день преодоленное расстояние увеличилось: я решила попробовать проделать хотя бы полпути от дома на работу, чтобы понять — стоит ли выписываться с больничного.
Первый же опыт оказался не очень удачным. Полупустой автобус, забраться в который абсолютно не сложно (если ты на костылях, а не на инвалидной коляске). Даже места свободные есть. Только вот когда машина резко трогается с места, начинает шатать так, что на сидение буквально швыряет. О сбережении конечностей и речи быть не может — не до жира, главное, не завалиться. Выход из транспорта также опасен. За без малого три недели мне попался лишь один водитель, терпеливо ждавший, пока я загружусь-выгружусь.
На работу я все же вышла, и теперь как минимум дважды в день пользуюсь услугами наземного пассажирского, курсируя таким образом по городу. Представить, что чувствует написавшая в сети девушка-студентка несложно. И приходится подстраиваться под ситуацию. Во-первых, я стараюсь задержаться на работе или посидеть в кафе с друзьями — слишком трудно втискиваться в переполненный транспорт. Хотя, люди на самом деле уступают место, что поначалу удивляло, а теперь просто радует. Во-вторых, не далее как сегодня утром я обнаружила еще одно неудобство нашего транспорта: катастрофически узкие проходы. На костылях по ним попросту не протиснуться, даже хотя бы для того, чтобы просто сесть.
В качестве альтернативы общественному транспорту, в Петербурге с недавних пор предлагают «социальное такси». По словам председателя комитета по социальной защите Александра Ржаненкова, из 309 тысяч взрослых, которые имеют право на социальное такси, только 40 тысяч им пользуются. Зато среди детей эта цифра значительно выше – 35%. Но в связи с постоянным увеличением маршрутов движения такси, если в первый год финансирование услуги составляло 1,2 млн рублей, то в прошлом году это было 294 млн. В 2011-ом сумма будет увеличена до 289 миллионов.
Если водители «социального такси» ведут себя по отношению к инвалиду так же, как к человеку на костылях, то в некоторых случаях лучше попросить подвезти друзей или добраться самостоятельно. Например, мне до сих пор не понятно, чем обусловлена необходимость останавливаться на противоположной стороне за 300-400 метров от медицинского центра. Или вот еще гениальная фраза водителя: «Мне здесь не повернуть, я вас высажу, прогуляетесь немного». У него, кстати, была заветная «плашка», отличающая социальное такси от обычных.
И еще одно: те, кто борется за красоту улиц и массовое мощение их плиткой и брусчаткой, вы пробовали хотя бы раз пройтись по ним на костылях или проехаться на инвалидной коляске? Сложно даже тем, кто видит. Для слепых инфраструктуры и вовсе нет. Один пример - я живу неподалеку от известной по всей России школы имени Грота: в непосредственной близости от нее люди (в том числе и слепые) должны преодолеть проезжую часть за 15 секунд. Даже для здорового человека это невозможно».
Вывод простой — Петербург нельзя назвать городом, удобным для всех его жителей. И это не удивительно. Ведь программа развития доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге на 2011-2012 годы была утверждена только на первом заседании правительства текущего года.
Тогда были озвучены следующие цифры: в Петербурге проживает более 770 тысяч инвалидов, в том числе 14,3 тысячи детей. Многие из них годами не покидают своих квартир. За последние 3 года 870 государственных учреждений (объекты образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры, подростково-молодежные клубы) были оборудованы пандусами и подъемными устройствами ( на что было затрачено 142 млн руб.). Наиболее активно в этом направлении поработали администрации Красногвардейского, Невского, Петроградского, Приморского, Фрунзенского и Центрального районов, а также комитет по транспорту.
Валентина Матвиенко на заседании была неприятно удивлена откровениями приглашенных на правительство инвалидов. Но, судя по тому, что написала в сети девушка-студентка, ситуация с тех пор не только не улучшилась, а даже обострилась.
Андрей Захаров,
Лидия Захарова,
Фонтанка.ру