Министерство образования и науки России решило посвятить лето улучшению действующего и находящегося в стадии разработки законодательства. В первой половине августа в России пройдет большой семинар, где планируется дать разъяснения по поводу готовящихся документов. А традиционные педсоветы решено посвятить законодательному обеспечению системы в период модернизации. Похоже, что отдыхать учителям если и придется, то с бумагами и карандашом в руках.
Самым плодотворным месяцем для разработчиков законопроекта «Об образовании» должен стать август. Как следует из документов, размещенных на официальном портале Министерства образования и науки, в первой половине месяца планируется провести семинар с участием представителей субъектов Федерации. Ближе к новому учебному году разъяснения о необходимости менять законодательство в условиях того, что сейчас принято называть модным словом «модернизация», обсудят на традиционных «больших» педсоветах.
Кстати, идею реформирования действующих нормативных актов в области образования чиновникам удалось уместить в 11 страниц. Прежде всего подчеркивается, что «такие педагогические совещания дают возможность представителям разных уровней системы образования организовать интересный и важный диалог, предлагать не отдельные новации, а комплексные изменения».
Перед тем как внести свои предложения по усовершенствованию документов об образовании, педагогам, у которых летом вообще-то должны быть отпуска, предлагается обсудить их для начала между собой, потом вынести на муниципальный уровень, следом — на региональный. Впоследствии предложения с определенной долей вероятности дойдут и до Министерства образования и науки. В целях повышения работы педсоветов чиновники рекомендуют изучить материалы как второй, так и третьей (доработанной по результатам общественного обсуждения) версий законопроекта. Впрочем, многие учителя, небезразличные ни к своей профессии, ни к тому, что происходит в обществе, изучили эти документы самостоятельно.
Несмотря на бурную реакцию общества на новшества в системе образования, многие до сих пор не понимают, в чем они, собственно говоря, будут заключаться. Законопроект осилить удалось не всем. Для сделавших свои выводы после прочтения текста нормативного акта коллеги в очередной раз поясняют: государственные гарантии получения образования не уменьшатся (в переводе на русский язык это значит, что платным оно не станет), начальное профессиональное образование и академии лишь обретут новые названия и станут более популярными, семейное обучение отменять никто не собирается, образование в сфере искусства и культуры наконец-то обретет свою законодательную платформу, социальные стипендии будут сохранены, а уж образование на родном языке — и вовсе святое дело.
Минобрнауки просит руководителей от образования в регионах объяснить подчиненным, что есть «ориентация образовательного законодательства на развитие человека, его потребности, ценности и интересы». А также посредством «мозгового штурма» всем профессиональным сообществом придумать, как бы это реализовать.
Среди наиболее интересных постулатов можно выделить, например, этот: «у всех ребят дошкольного возраста должна быть возможность хорошо подготовиться к школе... Каждый нам ценен, и у каждого дошкольника должны быть возможности хорошо начать обучение... Поэтому в дошкольном образовании предлагается также ввести федеральный образовательный стандарт, возможно, исключив из него требования к результатам освоения образовательных программ».
Кроме того, реформаторы системы образования уверены: школьники и студенты должны иметь возможность выбирать. «Выбирать учебные курсы в самом образовательном учреждении при использовании модульных технологий обучения, обучаться в дистанционном режиме в другом образовательном учреждении, если есть потребность изучить какой-то специальный учебный предмет или углубленно освоить традиционный курс», - пишут составители рекомендаций для педсоветов, отмечая, что именно необходимостью внедрения этих процессов в тексте законопроекта предусмотрены нормы о кредитно-модульной системе организации образовательного процесса, сетевом взаимодействии образовательных учреждений.
Методических рекомендаций и разъяснений для учителей Министерство образования и науки придумало немало. Пригодятся они не только профессионалам, но и просто интересующимся. Насколько хороши или плохи нынешние задумки чиновников, покажет время. Кстати, только этим летом выявилась еще одна довольно забавная тенденция — люди потихоньку начинают привыкать к ЕГЭ и даже отмечают некоторые его плюсы. Вполне возможно, что и к закону «Об образовании» через несколько лет начнут относиться с долей здорового одобрения. По крайней мере, это будет первый социально важный документ (напрямую касающийся всех граждан страны), созданный с учетом общественного мнения.
В качестве P.S.: Петербургские учителя за словом в карман не лезут и всегда готовы активно и мотивированно отстаивать свою точку зрения. Даже если она отличается от официальной. Многие городские педагоги, а уж тем более руководители образовательных учреждений и в самом деле следят за изменениями в нормативных актах. Более того, они по косточкам раскладывают некоторые готовящиеся документы.
Например, в марте 2011 года руководство 610-й классической петербургской гимназии выставило на всеобщее обозрение свой вердикт готовящимся ФГОСам. Для того чтобы оформить свое мнение в единый документ, педагоги не просто тщательнейшим образом изучили проект стандартов и другие нормы, они еще и провели собрание, на котором обсудили свои выводы и выработали позицию по вопросу.
Марина Зеленая,
Фонтанка.ру