В Петербурге по инициативе информационного портала KidsReview.ru прошел беспрецедентный форум. Финны и шведы поделились с петербургскими музейщиками и другими хранителями и созидателями очагов детской культуры секретами технологии kids-friendly, которая в Европе возведена в одно из направлений социальной политики. В России для этого термина пока что нет даже перевода, имеются лишь первые опыты наощупь.
Что такое kids-friendly и где его искать?
Дословный перевод популярного в европейской индустрии развлечений термина выглядит довольно нелепо: «дружелюбно по отношению к детям». А между тем, в цивилизованных странах под это понятие подведена серьезная научная база и, что еще более важно, серьезная социальная философия, регулярно выделяются миллионные средства из бюджетов. Это, повторю, в Европе. В России вроде бы само собой разумеется, что дети – наше будущее и общество должно их любить (тут уместно вспомнить плакаты секретарей ЦК КПСС и президентов с девочками и мальчиками на руках), но на поверку детей в худшем случае по полной программе используют как потребителей (рекламы детской продукции, которую «дружелюбной» никак не назовешь - новых компьютерных игр, кинопродукции, etc. – никак не меньше, чем роликов, призывающих к покупке товаров для взрослых), а в лучшем случае – не замечают вовсе. Тут стоит привести невеселую статистику как раз из музейного опыта, которую озвучили создатели двух первых детских интерактивных музеев в Петербурге - «Сказкин дом» и «ЛабринтУм»: из 300 музеев нашей культурной столицы в 277-ми повсюду развешены таблички «Руками не трогать». «Не бегать», «Не прыгать», «Громко не разговаривать» - домысливается.
Это означает, по большому счету, что хотя детей в эти музеи и приглашают и даже билеты для дошкольников в них бесплатные, но делать там детям абсолютно нечего. Ибо одно из упоминавшихся научных исследований в рамках программы kids-friendly, проведенное в Финляндии, доказало: в возрасте от 0 до 8 лет, в первую очередь, именно тактильные ощущения способствуют познанию мира. А вот взрослые, которые берутся за создание детских музеев, наоборот, не должны двигаться наощупь. Тут, определенно, не стоит пренебрегать опытом флагманов музейного дела – знаменитых на весь мир тематического парка Муми-троллей в Наантали (Финляндия) и музея «Юнибакен» (Швеция). Представители руководства этих музеев в обстоятельных докладах постарались этот опыт обрисовать.
На чем стоят «Парк Муми-троллей» и «Юнибакен»?
Директор по маркетингу «Парка Муми-троллей» Энн-Карин Коскинен представила свод правил, по которому существует их музей под открытым небом – так называемую «муми-философию». Вроде бы, истины простые, как библейские заповеди, но совершенно очевидно, что за каждой из них – колоссальные вложения: человеческие и финансовые. Вот эти правила:
1) Прежде всего – ориентация на семейное времяпровождение: все объекты – будь то тантамарески, величиной со стену деревенского дома, лабиринт
или, сам знаменитый домик муми-троллей (круглый, черничного цвета, с малиновой крышей – точно, как описано у писательницы Туве Янссон, придумавшей муми-троллей) – устроены так, чтобы и взрослому было нетесно и небезынтересно. Как очевидец подтверждаю, что, сколько бы вам не было лет, невозможно удержаться от соблазна сфотографироваться в шляпе волшебника или заглянуть в подвальчик Муми-мамы. А ведь не возбраняется еще и поваляться в кроватке Фрекен Снорк, и поглядеться в ее зеркальце, и попечатать на машинке Муми-папы и т.д. А самый большой восторг у детей наступает тогда, когда муми-семейство выходит на крыльцо, и можно не просто прикоснуться, а прижаться щекой к сверкающим на солнце белым шубкам любимцев. Шубки – чистейшие. Как сообщила докладчица, их стирают раз в неделю специальными гипоалергенными средствами.
2) «Парк муми-троллей» находится на небольшом острове, где все же не так-то сложно потеряться. Поэтому каждый ребенок при входе получает бейджик, на который тут же вписываются его имя и телефон родителей. Обширный обслуживающий персонал парка (в штате каждое лето работают 230 человек) – разумеется, предельно дружелюбный, - говорит не менее, чем на трех языках (финском, шведском и английском), но и русский, и японский языки, по уверениям г-жи Коскинен, уже активно ими изучается. Да и как иначе, если в последнее время число посетителей из России выросло до 20 процентов при общем количестве посетителей 200 тысяч за лето (Парк Муми-троллей работает только в летние месяцы). Говоря о безопасности, Энн-Карин уточнила, что речь идет не только о физической, но и об эмоциональной safety: актеры, исполняющие роли муми-троллей (не в тот момент, когда они ходят по сцене театра «Эмма», а в тот, когда дети льнут в ним у черничного домика) должны немного приседать, поскольку в полную величину они выглядят великанскими и могут напугать маленьких поклонников. И еще: все герои Туве Янссон и, соответственно, Парка – подчеркнуто неагрессивны.
3) Отдельный пункт «философии муми-троллей» – социальная ответственность. На острове не продаются ни сигареты, ни спиртные напитки, а еда, предназначенная для детей, – это не гамбургеры и не кола, а изготовленные из известных (и описанных в меню) ингредиентов полезные блюда. Договора с крупнейшими компаниями – производителями детской здоровой детской еды – отдельное и очень важное направление работы. Отсутствие в зоне досягаемости алкоголя, включая и пиво, нередко работает на то, что папа берется за карандаш и принимается раскрашивать с ребенком какую-нибудь обнаруженную в одной из многочисленных беседок картинку с героями Туве Янссон. Про все возможные удобства для инвалидов, полагаю, можно не говорить.
4) Что касается пиара, то тут тоже все грамотно: внятный сайт, яркие карты с указанием 26 сказочных объектов (они уже изданы на русском языке), информация в социальных сетях с брендом «Вас ждет сердечное объятие муми-троллей». И наблюдая за безгранично счастливыми лицами собственных детей и детей друзей, я поняла, что психологи правы: объятия - это в самом деле главное.
5) Наконец, отдельно разрабатываются программы по недидактическому воспитанию. Автора этого текста покорили в свое время таблички с наставлениями Муми-папы сыну. Например: «В отношении неизвестного не будь трусливым, но и не будь слишком храбрым – ты можешь оказаться бестактным». То есть, развлечения в целом, включая представления в уже упомянутом театре, направлены на повышения уровня культуры ребенка и на укрепление семейных отношений, что и является незаменимой базой для формирования полноценной личности. С этим не поспоришь.
Фактически все пункты «философии муми-троллей» имеют отношение и к музею-кумиру европейской детворы – стокгольмскому «Юнибакену». Правда, у этого музея есть еще и очень конкретная цель: повернуть ребенка от компьютера к книге. Все экспонаты – которые можно и нужно трогать – служат тому, чтобы противостоять пугающей статистике: 25 процентов мальчиков в возрасте 15 лет вообще не читают книг. Это, само собой, данные шведских исследований. Но все мы прекрасно понимаем, что в России и в Петербурге в частности дела обстоят не лучше.
В потребительской теории руководителей «Юнибакена» есть нюансы. Приехавший на форум генеральный директор музея Ульф Ларссон сообщил, что для их «матрицы услуг» важна стратегия превышения ожиданий – причем, как явных, так и тайных, вроде того, что психологи называют escape reality (бегство от реальности). Г-н Ларссон предложил более доступную формулировку: сделать детей счастливыми путем полного погружения в сказку. Надо сказать, что среди участников форума нашлось немало очевидцев, уже прошедших опыт такого погружения – то есть, совершенно взрослые люди поднимались с мест и признавались, что, посетив «Юнибакен» с детьми, они потом отправлялись туда уже со взрослыми друзьями и зависали там на пару дней как минимум. Автор этого текста, тоже принадлежащий к очевидцам, может лишь дать некоторые комментарии тем, кто «Юнибакен» еще не посещал.
Главный аттракцион «Юнибакена» для всех без исключения возрастов –«поезд историй». Садишься на скамейку, и она сначала едет по рельсам, а потом взмывает ввысь. И вот ты пролетаешь разные комнаты: в одной едва не сталкиваешься с огромной крысой, чуть не утащившей Нильса Хольгерсона, в другой – смотришь сверху вниз на кружащего над Стокгольмом Карлсона, а в третью влетаешь на полной скорости и, оглядевшись, понимаешь, что это святая святых детской книжной мифологии: домик Карлсона, с захламленным верстаком и «Портретом моего кролика» на стене. Полет сопровождается экскурсией в наушниках – текст переведен на 13 языков, включая русский (по статистике туристы из России составляют 10 процентов посетителей «Юнибакена» при общем числе гостей в год – 400 тысяч). После поезда можно отправиться на хутор, где жил герой книги «Приключения Эмиля из Ленеберги» - и поработать дояркой, столяром, гончаром.
Можно побывать в зарослях леса, где обитало семейство разбойников и взрослела Рони, дочь Маттиаса. Впрочем, экспозиция – и это очень важный принцип «Юнибакена» - частично меняется раз в год, это многоразовый музей, который можно посещать бесконечно. И в каждую новую экспозицию вкладывается до полутора миллионов крон. «Главное – чтобы детям каждую минуту было что исследовать», - таков закон интерактива «Юнибакена».
А что у нас?
Во-первых, надо сразу понять, что ни одного музея, хоть сколько-то соизмеримого по уровню услуг или, иными словами, «по уровню детского счастья» (это не шутка, в «Юнибакене» социальные психологи ежегодно высчитывают коэффициент детского счастья и придумывают, как его повысить) не только в Петербурге, но и в России нет. Ибо kids-friendly – это социальная программа на научной основе, которую за один день не освоишь и которая стоит дорого. У нас же есть штучные островки детского счастья, которые держатся, в основном, на частном энтузиазме их инициаторов и создателей.
Из тех, что на слуху и выдержали проверку на качество: Музей-театр «Сказкин дом», ориентированный на дошкольников (тут, как и в «Юнибакене», экспозиция организована в форме домиков, куда можно заходить и осваивать экспонаты, а экскурсоводами работают профессиональные актеры), интерактивный музей занимательной науки «ЛабиринтУм», после посещения которого ребенок захочет превратить дом в пространство для опытов.
Есть музей «Улица времени» в Инженерном доме Петропавловки, где большинство экспонатов «из истории» сначала дают потрогать, а уж потом объясняют, что это такое.
Вот и весь ассортимент интерактивных чисто детских музеев. Те взрослые музеи, что подальновидней и посовременней, включают в свой маркетинг специальные программы для детей. Вот, например, в музее современного искусства «Эрарта», открывшемся в городе менее года назад, проводником для малышни в мир современного изо работает забавный персонаж Немалевич в костюме в виде черного квадрата. Про него уже отснято несколько мультфильмов, которые детвора также может увидеть. В «Эрарте» также разработаны специальные маршрутные книжки с заданиями для школьников.
Неподведенные итоги
Не то, чтобы все, что сделано в петербургских музеях для детворы – несерьезно. Но все это существует как бы вопреки – вопреки отсутствию серьезных исследований, вопреки общей установке на коммерциализацию культуры, вопреки обилию мероприятий для галочки при отсутствии регулярной деятельности по созданию kids-friendly-пространства в масштабах города, требующей колоссальных вложений. Даже по выступлениям представителей двух названных крупнейших музеев видно, насколько финны и шведы напуганы новейшей статистикой, рапортующей о деградации нации: оба названных музея частные, но программа kids-friendly – результат страха потерять целые поколения, страха на государственном уровне. И вложения в нее – соответствующие. У нас же в колокол отчаяния по поводу вопиющих фактов интеллектуальной и гуманитарной катастрофы бьют отдельные школьные учителя и журналисты. А власти решают другие, всем известные проблемы – и никакой статистикой их не испугать. Так что нам остается, освоив минимальные запасы «детского счастья» на родине, садиться на автомобили и вести детей, как минимум, в Финляндию и Швецию – благо развитие соседских отношений в сфере культуры намедни объявлено в России в качестве одного из приоритетов национальной политики.
Жанна Зарецкая,
«Фонтанка.ру»
Фото из архива автора и упомянутых в тексте музеев