Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося театрального педагога, создателя знаменитого ТЮТа (Театра Юношеского Творчества) Матвея Григорьевича Дубровина.
Среди тех, кто свои первые, детские - то есть, самые важные - шаги в искусстве делал под мудрым и внимательным оком Матвая Дубровина — те, кто сейчас представляет российское искусство на мировом уровне: театральные режиссеры Лев Додин, Вениамин Фильштинский, Вадим Фиссон, кинорежиссер Сергей Соловьев. А также — артисты разных поколений: покойные уже Станислав Ландграф и Андрей Краско. Еще - Борис Смолкин, Николай Фоменко, Игорь Гордин, Алексей Девотченко, Михаил Трухин и многие другие.
Матвей Григорьевич Дубровин родился 12 июня 1911 года в Саратове. Рано лишился отца, в юности попробовал разные рабочие специальности: от чернорабочего до слесаря. Учился в Ленинградском институте истории философии и лингвистики. В 1933 году поступил в Центральное театральное училище, на режиссерский факультет, который окончил с отличием. Работой с детьми увлекся сразу же по окончании училища. В довоенном Ленинграде создал детскую оперную студию. Комиссованный из действующей армии по состоянию здоровья в 1942 году оказался в Таджикистане, где, работая художественным руководителем Областного Музыкального Драматического театра, организовал памирский детский профессиональный ансамбль песни и пляски, существовавший на условиях интерната при театре. В декабре 1946 года переехал в Ленинград и поступил во Дворец культуры им. Кирова в качестве художественного руководителя детского сектора и руководителя детского театрального коллектива. С 1950 года и до конца жзни работал в Ленинградском Дворце пионеров им. А.А. Жданова сначала руководителем театрального коллектива, затем заведующим театральным сектором и, наконец, Художественным руководителем Театра Юношеского Творчества.
Лев Додин, художественный руководитель – директор Малого драматического театра – Театра Европы - об учителе, Матвее Григорьевиче Дубровине.
«ТЮТ – это удивительный уголок театральной мудрости и энергии. Способ жизни. Театр энтузиастов, компания безумцев… Мы проводили там дни и ночи. Настоящий театральный опыт у меня оттуда. Первый настоящий учитель у меня появился тоже там – Матвей Григорьевич Дубровин – ученик Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Он предпочел уйти из профессионального и заняться детским театром. Зато он получил возможность быть абсолютно искренним. Это был немного Михоэлс, немного Зускин, ребе невысокого роста с огромным лбом. Он мог часами говорить с нами, о чем ему хотелось , а с нами тогда особенно никто не говорил … Шел 1957 год – ХХ съезд, но мы тогда плохо себе представляли, что же происходит со страной. Время было «кондовое». Матвей Григорьевич мог собрать вокруг себя детей – нас было тогда почти сто человек – обсуждать вопрос: «Как этот стол делается?» Ответ – на три часа – оборачивался историей о России, о культуре, об искусстве, о ремесле… Поэтому, может быть, с тех пору меня ощущение, что театр – это место, где можно говорить о чем угодно, и интереснее говорить обо всем именно в театре.
Матвей Григорьевич Дубровин действительно был замечательным и глубоким режиссером. Я до сих пор помню его репетиции. Обычно мы ставили довольно средние советские пьесы. Он видел на площадке что-то невнятное, рыхлое. И вдруг начинал нам показывать, как это могло бы быть. Его фантазии далеко уходили от сюжета пьесы и становились воплощенным театром. Он сам вдруг вскакивал на стол, на стул – что тоже было фантастично – ведь он же был для нас авторитет, учитель, - а он вдруг вскакивал на сто, на стул, на кровать или под кровать, и, как бы сказать, - все взмывало вместе с ним…. К небу. Я думаю, уже с позиции своего нынешнего опыта, что это были уроки мейерхольдовского театра. И его лично человеческого дара. У него было потрясающее чувство ритма. Я думаю, что если это свойство в какой – то мере мне дано, то, прежде всего, от него, потому что он умел даже самое неталантливое произведение заставить существовать в определенном ритме и тем самым заставить волновать, потому что волнует прежде всего ритм произведения, биение человеческого пульса…».
К юбилею первого театрального учителя Льва Додина, многих актеров и сотрудников МДТ разных поколений Малый драматический театр – Театр Европы открывает экспозицию памяти Матвея Григорьевича Дубровина в зрительском фойе. Выставка будет работать во время спектаклей до 24 июля 2011 года.