Реклама

Сейчас

-2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-2˚C

Пасмурно, Снег

Ощущается как -6

3 м/с, ю-з

749мм

93%

Подробнее

Пробки

5/10

Реклама

Школа парфюмера

1227
ПоделитьсяПоделиться

В жизни человека многое зависит от запахов. С рождения нас окружает мир ароматов, в котором мы, к сожалению, почти не разбираемся. Теоретически многие из нас могут различить десятки тысяч запахов, а практически — дай бог сотни. И если тухлое яйцо от свежего мы отличим, то розу и туберозу на раз-два перепутаем. Да и тот факт, что розы пахнут по-разному, тоже пройдет мимо нашего сознания. А следствие неразвитой культуры обоняния — это неправильно приготовленная пища, и — даже! - недостаточно взвешенный выбор партнера. Осознанное восприятие запаха развивать можно и даже нужно. Запах ведет, запах настраивает, запах способен раскрывать целые миры. Азбучные истины ароматомагии в школе парфюмера Анны Зворыкиной постигала корреспондент Фонтанки

Человек в мире запахов

У человека, как и у других приматов, обонятельная система развита слабо — по сравнению с другими млекопитающими. Так сложилось еще с доисторических времен и дано нам в ощущениях. Но даже с этим можно что-то сделать — не натренироваться, но развить у себя способность воспринимать и анализировать разнообразные запахи.

Для осознанного восприятия ароматов необходимы некоторые теоретические знания: немного из химии (вы помните, что такое молекула?), чуть-чуть из физики (понятие «испарение» нам тоже пригодится) и даже малость лингвистики. Да-да, расширение словарного запаса — это непременное условие каждого человека, который хочет стать более культурным в сфере обоняния.

Пробежимся вкратце по этим дисциплинам. Объяснения будут примерными и схематичными. Потом, когда этого знания перестанет хватать, вы вполне сможете пополнить его в справочниках и учебниках.

Воспринимаем запахи мы с помощью ольфакторных рецепторов, расположенных в обонятельном эпителии носовой полости. Ароматические вещества, переходя из воздуха в слизистый секрет, покрывающий носовую полость и растворяясь в нем, взаимодействуют с рецепторами и вызывают их возбуждение. По нервным путям оно передается, в конечном итоге, в обонятельный центр мозга. Обратим внимание, что ароматические вещества воспринимаются именно в растворе. Поэтому в сухом воздухе, когда слизистая пересыхает, обоняние работает хуже.

При этом механизм восприятия запахов у человека устроен так, что без некой подсказки ему трудно определить, что именно в данный момент нюхается, - кажется, что-то знакомое, вот-вот поймем... Точно, это был ананас. Этого не надо стесняться, равно как и того, что мы не различаем запахи, которые нам до сих пор не встречались. Тут как раз самое время для капельки лингвистики: наше мышление вербально, то есть оперирует словами. Чтобы распознать запах, нам надо не только его ощутить, но и назвать. А то получится, как в примере, который привела на лекции Анна: человек все сильные незнакомые запахи чувствовал как запах... новогодней елки.

Таким образом, в области обоняния оказались тесно связаны биология, психология и лингвистика. Вот еще немного психологических фактов: обоняние, в отличие от зрения, эмоционально насыщенно и чувственно, поэтому сфера запахов ощущается нами достаточно интимной. Связь с помощью запаха устанавливается между матерью и младенцем, и, возможно, именно поэтому обоняние так сильно влияет на состояние психики — даже если мы об этом и не подозреваем. Попробуйте понюхать апельсин — настроение наверняка улучшилось. А если, к примеру, не апельсин, а ментол? Так взбодришься, что по потолку начнешь бегать. А теперь возьмем розовое масло или букет жасмина — организм наверняка расслабится и впадет в сонное спокойное состояние. Нет, наверняка есть люди, которых запах жасмина бодрит, а запах перца успокаивает, но это, скорее, исключение.

Теперь немного физики. Откуда в воздухе молекулы ароматических веществ? С физической точки зрения — это распространение в воздухе ароматического вещества, находящегося в газообразном состоянии. То есть, ароматическому веществу в жидком состоянии (а это, например, духи) требуется предварительно превратиться в газ - испариться. Если мы наносим ароматическое вещество на кожу, температура которой выше температуры окружающей среды, то те вещества, которые испаряются при более низкой температуре, испарятся первыми, а уж за ними постепенно начнут отрываться с кожи молекулы веществ с более высокими температурами кипения. Скорость зависит как от температуры, так и от состояния (например, жирности) кожи. Если человек замерз, его кожа холодна, и вещества никак не закипят, пока он не согреется. Если кожа у человека горячая и сухая, вещества беспрепятственно с нее испаряются и улетают в окружающий мир — чтобы мы их чувствовали.

Из всего этого теоретического предисловия следует несколько выводов, равно необходимых нам для ориентирования в мире запахов.

Во-первых, если достаточно долго практиковаться, нюхать все подряд и сопоставлять запах с сущностью пахнущего предмета и его названием, то можно развить — нет, не обоняние, а осознанное восприятие запахов. И человек, который этим занимается, может не только вылавливать из какофонии запахов тот, который ему нужен, но и не обращать внимания на тот, который ему неприятен. То есть более умело управлять своими ощущениями. Этот навык, например, очень пригодится в переполненном метро.

Во-вторых, запахи оказывают влияние на психологическое состояние человека — бодрят или расслабляют, настраивают на рабочий лад или усыпляют и так далее. Причем не только того человека, на которого этот запах нанесен, но и на окружающих. Так что с помощью духов или другого рода ароматических веществ мы можем не только задать своей психике какой-то настрой, но и создать впечатление о себе, причем самое сильное — не осознаваемое людьми в явной форме.

Следствие из этого вывода: не стоит пользоваться расслабляющими ароматами, если в перспективе ожидается крупный проект, над которым надо аврально поработать. А если вы перед совещанием воспользуетесь духами с запахом домашней и спокойной ванили, то не удивляйтесь, что вас попросят сделать кофе на всех участников. То есть мы подходим к основному понятию культуры — к уместности того или иного аромата. Утром уместно пользоваться легкими, бодрящими, но не раздражающими ароматами, а чем ближе к вечеру, тем запахи могут становиться более тяжелыми, расслабляющими, томными и стойкими.

В-третьих, запахи зависят от человека, на которого нанесены. От температуры тела, влажности или жирности кожи и, конечно, от личного запаха. То есть одно и то же ароматическое вещество, нанесенное на кожу двух разных людей, поведет себя немного по-разному. На семинаре Анны Зворыкиной был поставлен эксперимент: при нанесении на двух девушек экстракта туберозы на одной он пах молочным улуном, а на другой — сладкой сгущенкой. Мы можем пойти дальше и заключить, что на одном и том же человеке духи будут звучать по-разному зимой и летом, в дождь и в засуху, когда человек болен и когда здоров. Однако не стоит ожидать каких-то волшебных превращений – улун и сгущенка ведь пахнут более-менее «из одной оперы», то есть молоком, и они никогда не превратятся в селедку. Но определенная разница в звучании возможна и нормальна.

Несколько неожиданно отсюда же следует явление распространенное и неприятное: пытаясь замаскировать духами запах немытого тела, курения или нестиранной одежды люди делают жизнь окружающих практически невыносимой, так как запахи взаимно реагируют и образуют порой совершенно адскую смесь.

О духах, натуральных и не очень

С психологией и физиологией мы временно закончили. Теперь на очереди химия и опять физика.

Ароматические вещества бывают простые и сложные, то есть могут представлять собой единичные молекулы или их сумму. В большом количестве случаев простые вещества синтезированы человеком, а сложные природные вещества содержат в себе простые. Например, ванилин (синтезированный человеком), является составной частью ароматического экстракта ванили, и, значит, вроде бы должен пахнуть ванилью (сложное природное вещество). Но ваниль пахнет не только ванилином — его в составе примерно 20 процентов, остальное — другие (тоже отчасти пахучие) вещества.

А поскольку подавляющее большинство природных веществ сложные, то есть состоящие более чем из одного вида молекул, то и испаряются они постепенно, в зависимости от температуры кипения каждого входящего в состав простого вещества. Ну, вы помните, сначала испаряются легкокипящие, затем — кипящие при средних температурах, а уже в самом конце — те, у которых температура кипения самая высокая. Вам это ничего не напоминает? Правильно, это физико-химическое обоснование того, что в парфюмерии называется «ноты запаха». В сложном природном веществе они всегда присутствуют, вопрос только в том, какая из нот — верхняя, средняя или базовая — наиболее приятна для человека или, говоря более возвышенно, где расположена «душа запаха».

Здесь мы вплотную подошли к разнице между натуральной и синтетической парфюмерией. В колбе химика можно создать простое вещество с температурой кипения как у мускуса (одна из самых стойких базовых нот), но с запахом лимона (цитрусовые запахи по большей части принадлежать к верхним нотам). В общем, есть некая теоретическая (но не всегда достижимая на практике) возможность сделать духи, которые и через час, и через три будут пахнуть именно лимоном. Кроме того, если оперировать простыми веществами, то гораздо проще составить духи с тремя нотами без лишних оттенков. Но такие духи получаются более бедными, плоскими и простыми, в них нет «плоти» - только скелет.

По мнению Анны Зворыкиной, «синтетика», т.е. синтетические вещества - по сравнению с натуральными сложными ароматами - пахнут более отчетливо, сильно, ярко и устойчиво. Существует распространенное мнение, которого придерживается и Анна, что присутствие «синтетики» делает аромат очень четким, конкретным, более эгоцентричным, если бы у аромата было эго. Это, по словам Анны, прекрасное качество для тех, кто использует духи как средство самоутверждения, а также для тех, кто вынужден следовать дресс-коду и носить духи как нечто имиджевое, то, по чему его могут узнать как часть некой группы. Но это же качество не понравится тем, кто ждет от духов индивидуального выражения собственного мировосприятия.

Полностью натуральные композиции намного легче становятся «второй кожей» человека, его личной частью, его характером. Натуральные композиции более полные, насыщенные оттенками, но и более капризные, так как три ноты каждого сложного вещества, входящего в состав духов, взаимодействуют, перекрываются или подчеркивают друг друга. Задача человека, делающего натуральные духи, то есть творящего парфюмерную композицию только из природных материалов, - так сочетать вещества, чтобы их главные ноты, их «душа» выигрывали от присутствия «соседних» веществ. Анна, один из первых натуральных парфюмеров в России, считает, что работа с натуральными ароматическими веществами сложна и требует навыка, терпения и готовности совершенствовать собственное мастерство и учитывать специфический характер ингредиентов.

При этом Анна подчеркивает, что вопрос «какие духи лучше, натуральные или не очень», даже не стоит. Идеальные духи для конкретного человека в конкретное время года, время суток, настроение и состояние могут найтись как среди натуральных, индивидуально созданных, так и среди духов массового производства.

Уместность зависит, в том числе, и от концентрации запаха. Все ароматы по концентрации делятся на:

«дымку» - что-то совсем неуловимое, воздушное, нестойкое, обычно в классификацию не входит;

«одеколон» - небольшая (около 5 процентов) концентрация ароматических веществ в спиртовой основе, аромат нестойкий, имеет освежающий и даже целебный эффект;

«туалетную воду» - это 10-15 процентов ароматических веществ на 85-90 процентов спиртовой основы.

«парфюмерную воду» - 15-20 процентов,

«духи» - 20-30 процентов

От концентрации ароматических веществ зависит стойкость аромата, его характер, густота, а также — уместность в той или иной ситуации. С утра духи с их стойким и тяжелым запахом ощущаются примерно так же, как вечернее платье, - неужели барышня до сих пор домой с вечеринки не вернулась? Утром будет более уместен одеколон, в крайнем случае — туалетная вода. Чем ближе к вечеру, тем гуще может быть запах, но духами (мы говорим о концентрации) лучше все-таки пользоваться по особо торжественным случаям.

Очень печально для носов окружающих стремление некоторых дам вылить на себя флакон духов с утра — авось до вечера что-то останется. Во-первых, не останется, а если даже останется, то, возможно, не совсем тот запах, который вам нужен. Во-вторых, пожалейте тех, у кого нет насморка. Лучше положить в сумочку маленький флакон или атомайзер (большую пробирку с распылителем, в которую можно отлить духи из основного флакона) с нужным ароматом и за некоторое время до нужного события (помните о нотах!) освежить аромат. Только делать это надо в хорошо проветриваемом помещении и подальше от людей — вдруг у кого аллергия.

ПоделитьсяПоделиться



О том, какие вещества дают какие ноты, о классификации духов по композициям, о том, какие духи лучше носить летом, а какие зимой, что такое «селективы», как понять слово «солифлер», почему киты не имеют к «амбровым нотам»  никакого отношения и еще много удивительных и занимательных фактов о ароматах - в следующем материале.

Ленка Виноградова

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close