В театральный мир пришла весть о беде. Известный российский драматург Вадим Леванов болен раком. Надежда осталась только на дорогостоящую операцию за границей, однако миллионов Леванов не скопил, да и откуда бы им взяться? Сегодня друзья Леванова, те, кто относится к нему с уважением, да и просто люди, не черствые сердцем, пытаются собрать денежную сумму, которая сохранила бы драматургу жизнь и пусть относительную, но дееспособность.
Вадиму Николаевичу Леванову всего 44 года. Он родом из Тольятти. Мечтал быть актером, но травма позвоночника, полученная в 20-летнем возрасте, навсегда приковала Леванова к инвалидной коляске. Он не сломался и продолжал жить: закончил Литературный институт и, не оставив любви к театру, стал драматургом. Что еще более удивительно, не озлобился. Всякий, кто хотя бы на минутку сталкивался с Левановым, когда тот уже стал известной фигурой в театральном мире, бывал поражен его интеллигентностью и удивительно доброжелательным отношением к людям. Автор настоящих строк, еще не будучи знаком с Левановым, однажды позволил себе печатно отозваться о его пьесе в довольно пренебрежительном тоне (о чем теперь жалею). Драматург, несомненно, знал об этом, но он так хорошо воспитан, что ни при одной из наших встреч ни намеком не показал, что задет.
От Леванова всегда исходит спокойствие, даже некая благость, он не из тех крикунов, которые стремятся непременно быть в центре внимания. Друзья-драматурги шутят над конформностью Леванова перед режиссерами: он всегда готов поправить, переписать пьесу в угоду режиссерскому замыслу. Такой характер. Когда режиссер Валерий Фокин работал в Александринском театре над пьесой Леванова «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии» (вышедший спектакль называется «Ксения. История любви»), он, сотрудничавший в прошлом со многими авторами, включая великого Вампилова, был поражен. Фокин впервые встретил драматурга, готового ради успеха спектакля полностью пожертвовать собственными творческими амбициями и работать исключительно на результат.
Леванов успел многое. Им написаны десятки пьес, их переводят на иностранные языки, ставят в России и за границей. Другое дело, что пьесы Леванова – не бульварное чтиво, приносящее барыши, да и театры, которые берутся за его тексты, зачастую представляют собой маленькие экспериментальные компании и не могут заплатить автору достойный гонорар. Но Леванов пишет не ради заработка. Его пьесы – исследования человеческой природы, своеобразные экспедиции в ее недра: не случайно его герои частенько оказываются в экстремальных жизненных ситуациях, как не случайно и внимание автора к миновавшим историческим эпохам. Жанр исторической пьесы в современной драме совсем зачах, и Леванов, едва ли не единственный в России, держит его на плаву, неизменно протягивая в своих пьесах мост от прошлого к сегодняшнему дню, выписывая универсальные, вневременные образы и проблемы.
Во многом благодаря Леванову его родной Тольятти стал одной из столиц российской драматургии. Именно здесь писатель работал завлитом театра «Колесо», возглавлял театральный центр «Голосова, 20». И именно под его началом, под началом «патриарха», как ласково за глаза называют Леванова коллеги, расцвели таланты Вячеслава и Михаила Дурненковых, Юрия Клавдиева, ныне ведущих представителей российской новой драмы. Переломным для Вадима Леванова стал момент, когда его пьеса о петербургской святой Ксении Блаженной случайно попала в руки художественного руководителя петербургской Александринки Валерия Фокина. Фокин, давно уже не ставивший современных пьес, оказался пленен смелостью замысла и поэтическим, мистериальным строем левановского сочинения. В итоге получился значительный спектакль, избежавший и светского нахрапа в трактовке тонких религиозных материй, и мракобесного старушечьего кликушества. Фокин так прикипел душой к Леванову, что даже поручил ему сделать современную адаптацию шекспировского «Гамлета» для своего следующего спектакля. Так Вадим Леванов вошел в историю петербургского театра.
Ныне у Леванова новый этап. Он живет в Тольятти, но часто бывает в Москве и Петербурге, сотрудничает с молодыми режиссерами, проводит мастер-классы и лекции, пишет новые тексты. Впрочем, болезни не интересуются нашими творческими планами. Диагноз врачей – неутешительный: рак мочевого пузыря, третья стадия. Срочно нужна операция. Но если делать ее в России, благоприятный прогноз не очень вероятен, зато травматические последствия очень велики. Леванов и так инвалид – а выжить с двумя тяжелыми инвалидностями совсем нелегко. Израильские доктора обещают сохранить пациенту мочевой пузырь: у них уже есть удачный многолетний опыт подобных операций. Но, по самым скромным подсчетам, лечение потребует оплаты в 50 тысяч долларов, а вероятнее – все 70 тысяч. Деньги нужны срочно, ибо болезнь не ждет. Друзья Вадима Леванова организовали сбор средств в его пользу, они будут рады любым, даже самым крошечным суммам. С миру по нитке – и жизнь Леванова будет спасена. Люди это честные, можно поручиться, что наши с вами деньги пойдут по прямому назначению.
Есть несколько способов перечислить средства на лечение Вадима Николаевича. Подробно они изложены в сетевом дневнике молодого театрального режиссера Евгении Беркович.
Андрей Пронин,
«Фонтанка.ру»
Фото: newdrama.livejournal.com.